Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Постановлением от 29.12.2023 № 2386 Правительство России утвердило структуру и функции единой цифровой платформы в социальной сфере. Постановление вступило в силу с 1 января 2024 г., за исключением отдельных положений.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 02 (202), февраль, 2024
В номере:

Теги

Проблемы страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда при перевозке и транспортировании опасных грузов

 
КОЛЕСНИКОВ  Александр Владимирович,  начальник отдела организации технической экспертизы  и расследования аварий  Национального союза  страховщиков ответственности

КОЛЕСНИКОВ Александр Владимирович
начальник отдела организации технической экспертизы и расследования аварий Национального союза страховщиков ответственности

БЕЛЯВЦЕВ  Иван Иванович,  директор филиала  АО «Индустриальный риск»  в г. Воронеже

БЕЛЯВЦЕВ Иван Иванович
директор филиала АО «Индустриальный риск» в г. Воронеже

Номер журнала: 

Рубрика: 

Перевозка (транспортирование) опасных грузов только своим названием сулит повышенные риски в процессе перевозки, и связаны они не столько с рисками хищения, сколько с возможными последствиями, вызванными повреждением груза. Для таких перевозок существуют особые нормы и правила, соблюдение которых обеспечивает безопасность перевозки, но, несмотря на их соблюдение, вероятность причинения вреда здоровью, жизни и имуществу третьих лиц, а также загрязнения окружающей среды остается на высоком уровне.
Для удобства разработки и соблюдения требований безопасности при перевозке и транспортировании опасных грузов все опасные грузы разделены на классы. Классификация опасных грузов приведена в ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка, утвержденном Постановлением Госстандарта СССР от 19 августа 1988 года № 2957. Указанным документом установлены классы опасных грузов (смотрите в таб­лице).

Мировой опыт в страховании опасных грузов

В мировой практике страхование гражданской ответственности перевозчика грузов — общепризнанная обязательная норма, позволяющая защитить себя и свой бизнес от претензий со стороны третьих лиц, которым может быть нанесен вред перевозимым грузом.
Например, в Украине страхование ответственности при перевозке опасных грузов — обязательный вид страхования. Осуществляется на основании Постановления Кабинета Министров Украины от 1 июня 2002 года № 733 «Об утверждении Порядка и правил проведения обязательного страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов на случай наступления негативных последствий во время перевозки опасных грузов».
Без заключения договора страхования ответственности при перевозке опасных грузов разрешение на перевозку соответствующими контрольными органами не выдается.  Страхованию подлежат имущественные интересы, которые не противоречат закону и связаны с возмещением вреда, причиненного при погрузке, перевозке или разгрузке опасных грузов: жизни и здоровью физических лиц; окружающей природной среде; имуществу физических и юридических лиц.
Размер страховой суммы зависит от количества полных и неполных тонн груза, а также от класса опасности груза.
Страховому возмещению подлежит прямой вред жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, окружающей природной среде при погрузке, перевозке или разгрузке опасных грузов, причиненный страхователем.

Ситуация в России

Что же касается России, то гражданская ответственность владельцев некоторых объектов транспортирования опасных грузов подлежит страхованию в рамках Федерального закона от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее Закон № 225-ФЗ). Это касается только тех объектов, которые подлежат регистрации в качестве опасных производственных объектов (далее ОПО) в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
К таким объектам относятся:
- магистральные газопроводы,
- магистральные продуктопроводы,
- магистральные нефтепроводы,
- магистральные аммиакопроводы,
- участки транспортирования опасных веществ использованием технических средств.

Выплаты по договору страхования

В соответствии с Законом № 225-ФЗ размеры страховых выплат по договору обязательного страхования составляют:
1. 2 млн рублей — в части возмещения вреда, причиненного жизни каждого потерпевшего.
2. Не более 25 тысяч рублей — в счет возмещения расходов на погребение каждого потерпевшего.
3. Не более 2 млн рублей — в части возмещения вреда, причиненного здоровью каждого потерпевшего.
4. Не более 200 тысяч рублей — в части возмещения вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности каждого потерпевшего.
5. Не более 500 тысяч рублей — в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего — физического лица.
6. Не более 750 тысяч рублей — в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего — юридического лица.
Следует отметить, что на вред, причиненный природной среде, Закон № 225-ФЗ не распространяется.
Что же касается объектов, не подпадающих под действие Закона № 225-ФЗ, в настоящее время страхование гражданской ответственности перевозчика опасных грузов в России осуществляется на добровольной основе. Как правило, по таким договорам страховщик несет ответственность перед третьими лицами за нанесенный страхователем ущерб в процессе перевозки (транспортировки) опасных грузов, включая погрузочно-разгрузочные работы, возникший в силу причин внезапного, непредвиденного и непреднамеренного характера.
Страховая сумма определяется по договоренности между страховщиком и страхователем, но она должна соответствовать принципу достаточности для возмещения возможного ущерба.
Страховые тарифы зависят от ряда факторов, например, таких как вид опасного груза, количество груза, расстояние перевозки и др. В основном базовый страховой тариф устанавливается в пределах 0,05-0,5 %.
Однако если закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда при перевозке и транспортировании опасных грузов, действующий во многих странах Европы, будет принят и в России, эта услуга станет гораздо доступнее. 

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Все статьи рубрики