Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

НеОПОлитика: нововведения в сфере промышленной безопасности

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Новый закон от 4 марта 2013 года № 22-ФЗ внес существенные изменения в принятый ранее Федеральный закон № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Остановимся на ключевых нововведениях законодательной базы.

Основное новшество связано с тем, что законом вводится разделение опасных производственных объектов на 4 класса опасности. При этом часть объектов выводится из категории опасных. Меняется режим проверок ОПО государственными органами: за объектами I класса опасности будет осуществляться постоянный контроль, объекты II класса будут проверяться не чаще одного раза в год, III класса — не чаще раза в 3 года, и на объектах IV класса опасности предусмотрены только внеплановые проверки.

Такой ранжированный подход, прогнозируют эксперты, позволит подходить к обеспечению промышленной безопасности системно, дифференцируя и структурируя требования к различным ОПО. 

Изменениям подвергся и порядок проведения экспертизы проектной документации ОПО. Здесь ключевым является следующий момент — постепенное сокращение областей, где предусматривается проведение экспертизы. Как известно, довольно рано перестали проводить экспертизу промышленной безопасности проектной документации на строительство и реконструкцию ОПО, это подпало под Главгос­экспертизу. Следующим пунктом стала отмена проведения экспертизы промышленной безопасности на капитальный ремонт. При техническом перевооружении экспертиза промышленной безопасности проектной документации предусмотрена, только если это не связано с реконструкцией, в противном случае проводится Главгосэкспертиза. Так, для экспертных организаций оставили только проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации на консервацию и ликвидацию ОПО.

Что касается лицензирования, то объединен ряд лицензируемых видов деятельности. Новый закон объединил в один вид деятельности эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов. Вместе с тем важно отметить, что упразднены несколько функций Ростехнадзора. С 1 января текущего года Ростехнадзор прекратит выдавать разрешения на применение технических устройств на ОПО. Также упраздняется функция Ростехнадзора по утверждению заключений экспертизы промышленной безопасности. Теперь надзорная Служба будет только регистрировать полученные заключения.

Важный момент связан с тем, что введено понятие «Обоснование безопасности ОПО». По сути, это новый документ, его необходимо будет разрабатывать при проектировании некоторых опасных объектов. В частности, он необходим для установления индивидуальных требований промышленной безопасности в отношении конкретного ОПО, и для определения возможности опытного применения технических устройств на ОПО без проведения экспертиз промышленной безопасности при их создании или модификации.

Следует особо подчеркнуть, что документ «Обоснование безопасности ОПО» в обязательном порядке должен пройти экспертизу промышленной безопасности. Говоря о законодательной модернизации, важно подчеркнуть ряд существенных аспектов. 

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II классов опасности, должны создать систему управления промышленной безопасностью. Организациям, эксплуатирующим ОПО I, II и III классов опасности, предписано разработать систему мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. Для горнодобывающих предприятий с объектами I и II классов опасности необходимо создать вспомогательные горноспасательные команды.

Как уже было сказано, новый закон исключил из перечня опасных производственных объектов ряд ОПО. В их числе — лифты, эскалаторы (вне дистанций метрополитена), платформы подъемные для инвалидов; объекты добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ; объекты электросетевого хозяйства; объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава менее 500 кг.

Согласно законодательной модернизации, изменяются требования к техническим устройствам, применяемым на опасных производственных объектах. Однако следует внести ряд пояснений. Требования к техническим устройствам прописаны в ст. 7 ранее принятого Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия таким обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, они определяют следующее. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

Применение технических устройств на опасных производственных объектах осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

Здесь также есть изменения. В марте 2013 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования». В связи с этим многочисленное оборудование, на которое раньше требовалось получать разрешение на применение, попало под действие данного техрегламента, и теперь для его эксплуатации на ОПО необходимо иметь либо сертификат, либо декларацию соответствия требованиям нового технического регламента Таможенного союза.

Таким образом, процедуру получения разрешения, которая занимала от трех до шести месяцев, заменили на сертификацию (декларирование) по техническому регламенту Таможенного союза? Теперь это займет около месяца для многих технических устройств. Но и здесь существуют определенные детали, которые следует учесть. Например, действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» не распространяется на системы и технологические линии. Поэтому даже если в их состав будут входить устройства, имеющие сертификат или декларацию соответствия требованиям этого техрегламента, то на всю систему в целом все равно придется получать разрешение на применение.

В этой части существует еще одна значимая проблема. Она во многом связана с «человеческим фактором». На современном рынке профильных услуг действует много недобросовестных органов по сертификации, которые в погоне за финансовой прибылью предлагают в кратчайшие сроки подготовить для заказчика любой сертификат или декларацию, без проведения необходимых испытаний и оформления требуемой техрегламентом документации.

Учитывая эту ситуацию, предприятию, эксплуатирующему опасные объекты, при приобретении нового оборудования следует внимательно проверять сертификат или декларацию соответствия, требовать протоколы сертификационных испытаний, проверять наличие всей эксплуатационной документации, предусмотренной ТР, внимательно проверять коды ОКП и ТН ВЭД, а также обращать внимание на схему сертификации (декларирования).

В настоящее время Ростехнадзор при проведении проверочных мероприятий уже обращает внимание на обозначенные проблемные вопросы. Наличие подобных ошибок и неточностей становится препятствием для получения нужных документов.

Эксперты рекомендуют производителям продукции для ОПО обращаться в надежные органы по сертификации, где будет предоставлена компетентная консультация, квалифицированная помощь в оформлении технической и эксплуатационной документации для последующей сертификации (декларирования) или получения разрешения на применение.

Потребителям–организациям, эксплуатирующим ОПО, самое пристальное внимание необходимо обращать на то, что написано в сертификате (декларации) соответствия. Часто написанное может не соответствовать действительности. При возникновении сомнений рекомендуется обращаться в органы по сертификации для консультации, выбирая при этом крупные компании, которые имеют стабильную профессиональную репутацию. 

Все статьи рубрики