Изменились Правила расследования причин аварий в электроэнергетике
Номер журнала:
Рубрика:
Постановление вступило в силу через семь дней после опубликования, то есть 23 июня 2016 года. Данный документ вносит изменения в Правила расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 года № 846 «Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике».
Претерпели редакцию пункты 1-3, они дополнены новыми абзацами и формулировками. Так, в п. 1 появились три новых абзаца:
- технологические нарушения в работе электротехнического оборудования атомных станций, соответствующие критериям, указанным в подпунктах «в» и «ж»-«н» п. 4 настоящих правил, расследуются в соответствии с настоящими правилами. Иные нарушения в работе атомных станций расследуются в соответствии с порядком, установленным федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии;
- техническое расследование причин аварии гидротехнического сооружения осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о безопасности гидротехнических сооружений;
- расследование причин повреждений (отказов) и (или) разрушений технических устройств, расположенных на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, соответствующих одновременно определениям аварии и (или) инцидента, установленным законодательством РФ о промышленной безопасности, и критериям аварий, установленным подпунктом «б» п. 4 и (или) п. 5 настоящих правил, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о промышленной безопасности, и настоящими правилами.
В п. 3 в предыдущей редакции правил расследованию и учету подлежали аварии на всех объектах энергетики, расположенных на территории РФ. В соответствии же с новой редакцией правил расследованию и учету подлежат аварии на объектах энергетики, соответствующие указанным в пунктах 4 и 5 критериям, в том числе технологические нарушения на атомных станциях.
Порядок
расследования аварии
Согласно п. 4 надзорный орган проводит расследование в определенном случае. Далее идут несколько подпунктов, в соответствии с критериями которых проводится расследование. Эти подпункты («а»-«н») также изменились.
Изучение обстоятельств аварии будет проведено, если есть повреждение энергетического котла паропроизводительностью 100 тонн в час и более или водогрейного котла производительностью 50 гигакалорий в час и более с разрушением, изменением формы или геометрических размеров котла или смещением блоков (элементов) котла или металлического каркаса (подпункт «б»). Отныне повреждение не будет исследовано, если оно привело к вынужденному простою в ремонте котла в течение 25 суток и более: данная формулировка в новой редакции правил отсуствует.
Также подобный вынужденный простой котла не будет учтен при повреждении турбины генератора (подпункт «в»). Зато уточнены виды повреждения турбин:
- повреждение генератора установленной мощностью 10 МВт и более с разрушением его статора, ротора, изоляции обмоток статора, изоляции обмоток ротора (в1);
- повреждение силового трансформатора (автотрансформатора) мощностью 10 MBA и более с разрушением, изменением формы и геометрических размеров или смещением его корпуса» (в2).
Если раньше надзорный орган проводил расследование аварии при отключении генерирующего оборудования, приводящего к снижению надежности энергосистемы, включая разделение энергосистемы на части, превышение максимально допустимых перетоков мощности, применение графиков временных отключений, внеплановое ограничение выдачи мощности электростанцией на срок более одних суток, то к этим условиям добавились:
- выделение энергорайона, включающего в себя электростанцию (электростанции) установленной мощностью 25 МВт и более (при отключении всех электрических связей с Единой энергетической системой России или технологически изолированной территориальной энергосистемой), с переходом на изолированную от Единой энергетической системы России или технологически изолированной территориальной энергосистемы работу, за исключением случаев успешного повторного включения в работу линий электропередачи или электротехнического оборудования действием устройств автоматического повторного включения;
- из-за аварийного отключения линий электропередачи или оборудования электрических сетей.
В п. 5 также появился новый подпункт «к», согласно которому выяснение причин аварии собственником объекта будет проводиться в случае отключения (повреждения) или разрушения оборудования или устройств, явившихся причиной или следствием пожара на объекте электроэнергетики.
Отныне собственник или иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация в срок не позднее 24 часов с момента возникновения аварии принимает решение о создании комиссии по расследованию причин аварии и ее составе (новый абзац п. 8).
Также в соответствии с новыми правилами в расследовании причин аварии, проводимом собственником или иным законным владельцем объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующей их организацией, могут (по согласованию) участвовать представители органа федерального государственного энергетического надзора, субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также представители заводов-изготовителей, организаций, выполняющих подрядные, проектные и конструкторские работы в отношении объектов электроэнергетики, научных и иных организаций (новый абзац п. 12).
Утратили силу
1. По новым правилам расследование не будет проведено, если произошло повреждение ГТС, приведшее к нарушению его эксплуатации или понижению уровня воды (подпункт «д» п. 4), а также в случае, если произошел взрыв газа в газифицированной топке или газоходе энергетического котла паропроизводительностью 100 т в час и более (подпункт «е» п. 4 предыдущей редакции правил).
2. Собственник или иной владелец объекта элетроэнергетики не будет выяснять причины аварии, если произошло повреждение гидросооружения, требующее проведения внепланового ремонта (подпункт «г» п. 5 предыдущей редакции правил).
3. Отныне результаты расследования аварий не будут направляться собственниками, иными законными владельцами объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, на которых произошла авария, либо эксплуатирующими их организациями субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (п. 6 предыдущей редакции правил).