Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

январь 2025

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Платить должны все Экологическое нормирование - это эффективный механизм, стимулирующий предприятия активно заниматься охраной окружающей среды

 
ГРИГОРЬЕВ  Владимир Михайлович, руководитель Управления Федеральной службы по надзору  в сфере природопользования по УР

ГРИГОРЬЕВ Владимир Михайлович
руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УР

Номер журнала: 

Рубрика: 

Об актуальных вопросах, возникающих при осуществлении полномочий в области охраны окружающей среды в процессе лицензирования, нормирования, при проведении экологической экспертизы журналу «Промышленная и экологическая безопасность», рассказал Владимир Михайлович Григорьев, руководитель Управления Росприроднадзора по УР.

- В прошлом году Росприроднадзор получил ряд функций, ранее относящихся к компетенции Ростехнадзора. Как прошел период освоения новых полномочий? Как отразился процесс реорганизации на деятельности природопользователей?
- Переход полномочий имеет целый ряд положительных моментов для природопользователей, поскольку все вопросы будут решаться в одном месте. Стоит отметить, что мы со своей стороны в этот переходный период сделали все, чтобы природопользователям Удмуртской Республики не пришлось испытать каких-либо неудобств. Все организационные вопросы мы уже решили. Так, в структуре Управления Росприроднадзора по УР создано два новых отдела: отдел нормирования и государственной экологической экспертизы и отдел администрирования платы за негативное воздействие на природу. Помимо этого для повышения удобства и сокращения сроков представления расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду и их обработки нами активно внедряется в работу система электронного документооборота, что позволяет дистанционно предоставить всю необходимую документацию. В итоге за три месяца число предприятий, которые направляют нам электронную форму расчета платы, увеличилось в четыре раза. На улице XXI век, век информатизации и автоматизации. И мы считаем абсолютно неприемлемым, что специалисты предприятий будут тратить свое рабочее время, стоя в очередях, когда есть возможность все сделать оперативно, используя преимущества электронной связи.

Необходимо иметь в виду то, что потенциальными плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду являются абсолютно все. Это и крупные промышленные предприятия, торговые структуры, государственные органы власти, и органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели. Невозможно вести какую-либо хозяйственную деятельность, не оказывая негативного влияния на окружающую среду. 

- В одном из своих интервью Вы говорили о необходимости создания реальной базы плательщиков – природопользователей. Эта работа завершена?
- Эта работа будет вестись всегда. Потому что регистрируются новые хозяйствующие субъекты, другие ликвидируются. В настоящее время по данному направлению ведется активная работа. Необходимо иметь в виду то, что потенциальными плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду являются абсолютно все. Это и крупные промышленные предприятия, торговые структуры, государственные органы власти, и органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели. Невозможно вести какую-либо хозяйственную деятельность, не оказывая негативного влияния на окружающую среду. Тот же бумажный мусор, который накапливается в офисе, или автомобиль, являющийся передвижным источником вредного воздействия на природу. Это уже обязывает организацию, предприятия предоставлять расчет платы за «негативку». К настоящему времени практически завершена работа по обновлению устаревшей базы плательщиков. Это более 50 тысяч организаций. В настоящее время из имеющейся базы природопользователей за «негативку» платят только 23%. Это самый низкий показатель в Приволжском федеральном округе.

В настоящее время в Удмуртии услуги по профессиональной подготовки в области обращения с отходами оказывают четыре организации. Работать будут те, кто действует в рамках законодательства Российской Федерации и ведомственной нормативно-правовой базы.

- Среди государственных органов кто-то уже платит?
- Плату за негативное воздействие на окружающую среду платят Администрация Президента и Правительства УР, Прокуратура УР, МВД, Служба судебных приставов, УИН. Расчеты за текущий период предоставили большинство государственных органов, за редкими исключениями.
- Никто сегодня не будет спорить, что у нас серьезные проблемы с экологией в стране. Каков наиболее эффективный, на Ваш взгляд, механизм, благодаря которому предприятия начали бы заниматься охраной окружающей среды?
- Нормирование – это очень эффективный механизм. Платежи в пределах нормативов включаются в себестоимость, а сверхнормативные - из прибыли предприятия. Это очень существенные суммы, и очень многим предприятиям и организациям в Удмуртской Республике, за воздействие на окружающую среду, придется платить по сверхнормативным тарифам.

- Каким образом это происходит?
- Начнем с размещения отходов. Проблема в том, на территории Удмуртии только в Ижевске есть специализированный полигон для размещения отходов. В Воткинске, Глазове, Можге, Балезинском, Кезском, Завьяловском районах есть санкционированные свалки. В остальных районах ни полигонов, ни санкционированных свалок, где хозяйствующие субъекты могли бы размещать отходы, нет. Тем самым, лимит на размещение отходов для предприятий этих районов не может быть установлен. Выхода два: либо платить за негативное воздействие на окружающую среду по сверхлимиту, либо строить полигон. Все зависит от цены и экономики вопроса. Предприниматель же, или юридическое лицо, которое осуществляет прием отходов, не имея на это лицензию, должно нести еще административную ответственность. С размещением отходов ситуация в республике критическая. Как для экономики, так и для экологии.

Для повышения удобства и сокращения сроков представления расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду и их обработки нами активно внедряется в работу система электронного документооборота, что позволяет дистанционно предоставить всю необходимую документацию. 

- Как реагируют природопользователи на ситуацию? Были ли судебные иски за это время и каковы результаты?
- Есть те, кто не понимает. Мы старались им объяснить, что таковы требования законодательства, и мы как администратор не можем действовать вопреки ему. Я не могу как чиновник пойти на нарушение закона, регламента и лишить бюджет серьезных сумм. Это уголовное преступление. Но бывают действительно тяжелые случаи. В некоторых районах Удмуртской Республики по ряду организаций были направлены материалы в органы прокуратуры. Например, в Увинском районе предприниматель принимал отходы у природопользователей, не имея лицензии на их размещение. У него имелась лицензия на транспортировку отходов - это, кстати, бесхитростный и распространенный в Удмуртии ход. Но до определенного момента. На территории района нет санкционированных свалок или полигонов. Принял отходы, что дальше? Вывалил в лес или в овраг? По данному факту в Увинском РОВД возбуждено уголовное дело. Подобный же случай имеется в Ярском районе, где индивидуальный предприниматель занимался приемом даже медицинских(!) отходов, не имея на то соответствующей лицензии. Им со всей очевидностью грозит уголовная ответственность. А для всех предприятий, которые заключили договор с этими и подобными структурами, будет применена, с одной стороны, экономическая санкция – сверхлимитная плата, а с другой стороны, административная – в виде штрафов от 100 000 до 250 000 рублей. В законодательстве четко указано: передача отходов лицам, не имеющим лицензии на размещение отходов, влечет административную ответственность.

- Есть такая проблема, как утилизация отходов бурения? Что происходит в этом направлении?
- С 1 января 2010 года Законом об отходах запрещено размещать опасные отходы на объектах, не внесенных в государственный реестр размещения отходов. Проблема в том, что в Удмуртии нет ни одного полигона, приспособленного для приемки, переработки, хранения или утилизации отходов бурения. Соответственно при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов бурения будут применяться и уже применяются сверхнормативные тарифы. В среднем при бурении одной скважины платежи за «негативку» составят 1,5-1,6 млн рублей. Некоторые нефтяные компании Удмуртской Республики заявили о своих планах пробурить в 2011 году 49 скважин, а в 2012 - 200. Считайте. Это около 70 млн и 300 млн рублей соответственно. Отмечу, что в отношении одной из буровых компаний по поводу платы за негативное воздействие на окружающую среду уже направлен иск в суд.

- С размещением отходов понятно, что все плохо. Та же ситуация и с выбросами различных веществ, в том числе отравляющих, в атмосферу?
- Остановлюсь на одном из наиболее значимых факторов загрязнения окружающей среды - попутном нефтяном газе. 26-27% загрязнения атмосферы в республике обеспечивается именно за счет выбросов в атмосферу неутилизированного ПНГ. Решение данной проблемы возможно посредством экономических механизмов. Они определены Постановлением Правительства РФ №7 от 08.01.2009 года «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках». Постановлением установлен лимит сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5% от объема добытого ПНГ. Все остальное – сверхлимит, и плата за него установлена соответствующая. Факельные системы, через которые идут выбросы в атмосферу, в обязательном порядке должны быть оборудованы счетчиками. Нефтяники Удмуртии еще далеки до 95% утилизации ПНГ. 

С 1 января 2010 года Законом об отходах запрещено размещать опасные отходы на объектах, не внесенных в государственный реестр размещения отходов. В Удмуртии нет ни одного полигона, приспособленного для приемки, переработки, хранения или утилизации отходов бурения. При расчете платы за «негативку» при размещении отходов бурения будут применяться и уже применяются сверхнормативные тарифы. В среднем при бурении одной скважины платежи за составят 1,5-1,6 млн рублей. Некоторые нефтяные компании заявили о своих планах пробурить в 2011 году 49 скважин, а в 2012 - 200. Это около 70 млн и 300 млн рублей соответственно.

- Нефтяники говорят о том, что ПНГ на месторождениях Удмуртской Республики не горит и на 70% состоит из азота. То есть практически нейтральный газ. В воздухе его столько же. 
- То есть не-опасно? А остальные 30%? На многих месторождениях это опаснейший газ – сероводород. Не так давно в одной из компаний погибло двое работников при ремонтных работах, отравились ПНГ. На самом деле для Удмуртии вопрос утилизации попутного нефтяного газа — это в большей степени экологическая проблема, нежели вопрос привлечения дополнительных энергоресурсов. На самом деле Постановление №7 призвано стимулировать нефтяные компании на внедрение технологий по утилизации ПНГ и не вводит запретительно-пресекательных механизмов. Можно не утилизировать газ. Можно просто платить за сверхнормативные выбросы. По оценкам нефтяников, цена вопроса десятки миллионов рублей в год. По нашим - намного больше.

- Как складывается в Удмуртской Республике ситуация в части нарушения природопльзователями водного законодательства?
- В настоящее время на рассмотрении в Госдуме РФ уже лежат законопроекты, которыми предусматривается ужесточение административных наказаний за нарушение водного законодательства в 30 - 50 раз. Примерно в 2,5 раза будут увеличены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Это реализация соответствующих положений послания Президента РФ.
В связи с этим приведу показательный пример. С начала осуществления функций в области нормирования экологических платежей, то есть с 1 октября по конец декабря прошлого года в Управление Росприроднадзора по УР поступило шесть обращений на получение разрешения на сброс загрязняющих материалов в водные объекты. Из них в пяти случаях (это МУП «Водоканал г. Ижевска», «Чуровской завод силикатных материалов», ОАО «Ижсталь», ООО «ЖКХ Сигаево-Север», «Балезинский спиртзавод») указанные предприятия не обеспечили норматив допустимых сбросов (НДС) по основным загрязнителям. Они будут платить сверхнормативную плату за сброс загрязняющих веществ. Рост платежей за негативное воздействие на окружающую среду по сбросу загрязняющих материалов в водные объекты для них увеличится в 25 раз.

- С одной стороны, хорошо, когда платят за ущерб, нанесенный природе. Но, с другой стороны, хотелось бы, чтобы данные средства шли на возмещение этого ущерба. А они уходят в бюджет, а жить нам приходится здесь, где навредили. Это вопрос не Управления, но все-таки справедливость наступит в этом вопросе?
- Есть определение Конституционного суда РФ от 10.12.2002 № 284-О, где совершенно четко прописана юридическая природа этих платежей. Плата за негативное воздействие на окружающую среду – это не налог. Это компенсационный платеж в возмещение вреда, причиненного окружающей среде. Собранные средства должны идти на компенсационные работы — строительство полигонов, очистных сооружений и т.д. Пока этот механизм в Удмуртии не работает, но надежда есть. Других источников капитальных вложений в решении проблемы охраны окружающей среды у нас просто нет.

- Как сегодня складывается ситуация с подготовкой кадров в сфере экологии?
- С чем мы сейчас столкнулись — предприятия подают документы на получение лицензии на обращение с отходами производства. Соответственно в их штате должны быть лица, допущенные к обращению с отходами I-IV класса опасности, то есть в соответствии со статьей 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Существует специальная программа, утвержденная Приказом МПР России от 18.12.2002 г. № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с отходами I - IV класса опасности». Это 112 часов занятий теоретических и практических. Всем, кто получил свидетельства и сертификаты не в соответствии с этой программой придется переучиваться.
В настоящее время в Удмуртии услуги по профессиональной подготовки в области обращения с отходами оказывают четыре организации. Работать будут те, кто действует в рамках законодательства Российской Федерации и ведомственной нормативно-правовой базы. 

Все статьи рубрики