Развитие рынка энергосервисных контрактов в Удмуртии
МАСЛЕННИКОВ Кирилл Викторович
заместитель директора по техническим вопросам АНО «Агентство по энергосбережению УР» по техническим вопросам
Номер журнала:
Рубрика:
Также реализация энергосервисных контрактов является одним из целевых индикаторов Республиканской Целевой Программы (РЦП) «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы и целевые установки до 2020 года». Количество заключенных до 2014 года при реализации РЦП энергосервисных контрактов должно составить более 129 только по республиканской бюджетной сфере. В муниципальной бюджетной сфере и ЖКХ их количество должно превысить по нашим оценкам тысячу контрактов (договоров).
Цель и перспективы
реализации энергосервисных контрактов
Основная идея энергосервисных контрактов состоит в том, что энергосервисная компания, при поддержке банка-партнера или за счет собственных средств, устанавливая у заказчика энергосберегающее оборудование, гарантирует неизменность ежемесячного платежа по энергосервисному контракту на уровне платежа за энергоресурсы до установки оборудования, при этом платеж за энергосервис будет включать в себя как текущий, уже сниженный платеж за энергоресурс, так и ежемесячный платеж за поставленное оборудование на период окупаемости (до 5 лет), а после окончания данного периода безвозмездно передает оборудование в собственность заказчику для дальнейшей эксплуатации.
Энергосервисный контракт является оптимальным инструментом реализации энергосберегающих мероприятий, так как включает в себя весь комплекс работ, начиная от энергетического обследования заказчика, разработки программы повышения энергетической эффективности и проектирования, до внедрения энергосберегающих мероприятий «под ключ» и обучения персонала. При этом решение задач повышения энергоэффективности и внедрение энергосберегающих технологий обеспечивается без нагрузки на бюджет заказчика.
Перспектива развития рынка энергосервиса связана с положениями 261-ФЗ – обязанностью проведения энергетического обследования и получением энергетического паспорта всеми государственными и муниципальными учреждениями и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности. Логично предположить, что предприятие, получившее энергетический паспорт, и понеся при этом затраты, не будут относиться к этому документу как к «бумаге в стол», а воспримут его как руководство к действию. Реализация энергосервисных контрактов для таких предприятий является одним из способов внедрения энергоэффективных мероприятий.
Энергосервисный контракт является отличной возможностью увеличения объема продаж энергоэффективного оборудования - предприятиями-производителями и поставщиками. Для этого таким предприятиям надо внимательно изучить возможности энергосервисных контрактов, условия работы в рамках меняющегося законодательства об энергосбережении, опыт компаний, уже работающих по «энергосервису». Кроме продаж у исполнителя по энергосервисному контракту возникает возможность дополнительно заработать на услугах по энергетическому обследованию, либо экспресс-обследованию и непосредственно на услуге организации исполнения и финансирования.
В планах Агентства – продвижение энергосервисного механизма финансирования в бюджетной сфере Удмуртии. Сегодня Агентством направлены предложения по реализации энергосберегающих проектов по схеме энергосервисного контракта во все муниципальные образования Удмуртской Республики. Данное направление финансирования Агентство развивает с целью его пропаганды на территории республики, а также с целью привлечения на рынок поставщиков современного энергосберегающего оборудования.
Пилотные проекты Агентства
Агентство в рамках развития рынка энергосервисных услуг, а также пропаганды новых механизмов финансирования энергосберегающих мероприятий в УР на сегодняшний день заключило 3 пилотных энергосервисных договора на общую сумму 5 513,44 тыс. руб.: с МУП ЖКХ г. Можга по замена насосного оборудования котельных МУП ЖКХ на энергоэффективное, с ООО «Кезское ПКХ» техперевооружение угольной котельной ЦБ с. Кулига Кезского района с переводом на газ, энергосервисный контракт (первый в УР) с МО «Малопургинское» на замену светильников уличного освещения на светодиодные. Срок окупаемости данных проектов от 1 года до 4 лет.
Перспективные планы
В ближайших планах Агентства – продвижение энергосервисного механизма финансирования в бюджетной сфере Удмуртской Республики. На сегодняшний день Агентством направлены предложения по реализации энергосберегающих проектов по схеме энергосервисного контракта во все муниципальные образования Удмуртской Республики. Данное направление финансирования Агентство развивает в первую очередь с целью его пропаганды на территории Удмуртии, а также с целью привлечения на рынок поставщиков современного энергосберегающего оборудования.
По информации Агентства, на территории Удмуртии реализацией энергосервисных контрактов занимается еще ОАО «Удмуртская Энергосбытовая Компания». Также информация о реализации энергосберегающих проектов по схеме энергосервисных контрактов находится на сайте: www.energosber18.ru.
В марте 2011 года на этом сайте планируется размещение реестра энергосервисных компаний, предлагающих свои услуги на территории Удмуртии. Приглашаем компании, желающие заниматься этим видом деятельности, представить данные о себе, о реализованных и реализуемых проектах для рассмотрения вопроса по включению в реестр.
Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Майская, 29, тел.: (3412) 908-984, 908-986, 908-996, 908-994,
е-mail: konkurs@energosber18.ru, www.energosber18.ru