Рассматривать дела об отстранении руководителей от должности будет не только суд, но и Ростехнадзор
ШАПКИН Борис Иванович
начальник Удмуртского территориального отдела по надзору за общепромышленной безопасностью Западно-Уральского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
С 1 января 2011 г. вступили в силу положения Закона №171-ФЗ от 23 июля 2010 года. Законом внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
- Борис Иванович, в чем заключается основные изменения данного закона? Как они отразятся на деятельности хозяйствующих субъектов?
- Во-первых, значительно (в 10 раз и более) увеличены штрафные санкции за нарушение требований промышленной безопасности или нарушение лицензионных требований и условий. Введена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности и нарушение лицензионных требований и условий в отношении должностных лиц организаций (руководителей, главных инженеров или лиц, на которых возложены те или иные административно-хозяйственные обязанности) в виде – дисквалификации, т.е. отстранения от должности на определенный срок (от полугода до трех лет).
Во-вторых, определены понятия грубого нарушения требований промышленной безопасности и грубого нарушения условий лицензии. Под грубым нарушением требований промышленной безо-пасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В-третьих, ч.11 ст. 19.5 КОАП установлена ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, которое: влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В-четвертых, рассматривать дела о дисквалификации руководителей и должностных лиц, а также об административном приостановлении деятельности теперь могут не только судьи, но и должностные лица Ростехнадзора. Если точнее сказать, то дела по ч.1 и 2 ст. 9.1 (нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий) и ч.3 ст. 9.1 в части грубого нарушения требований промышленной безопасности - рассматривает Ростехнадзор, а дела по ч.3 ст. 9.1 в части грубого нарушения условий лицензий – рассматривает суд.
За период с 2011 года по 2015 год включительно планируется заменить 1641 пассажирский лифт, расходы на реализацию Программы составят ориентировочно 2519,5 млн рублей.
- Каковы итоги надзорной деятельности по Удмуртии Западно-Уральского управления Ростехнадзора за 2010 год в части проверки качества проведения экспертизы промышленной безопасности, диагностирования оборудования экспертными центрами?
- В 2010 году для предприятий Удмуртской Республики экспертизу промышленной безопасности выполняли 39 экспертных центров (далее – ЭЦ), из них 27 ЭЦ (69,2% от общего количества) зарегистрированы за пределами Удмуртской Республики. Управлением зарегистрировано и рассмотрено 7440 заключений экспертизы.
В утверждении 163 заключений (2,2% от общего количества) было отказано по причине их несоответствия требованиям нормативных документов. В таких случаях руководителям территориальных органов Ростехнадзора направлялись информации об отказе в утверждении заключения, по которым проводились проверки экспертных организаций и принимались соответствующие меры.
Основными причинами отказов в утверждении заключений экспертизы промышленной безопасности являлись следующие основания:
- нарушения требования к оформлению заключения экспертизы;
- экспертиза завершается до реализации согласованных мероприятий по устранению нарушений, выявленных в процессе проведения экспертизы;
- не в полном объеме проводятся испытания оборудования и технических устройств;
- при проведении экспертизы используются отмененные и устаревшие (без внесенных изменений) нормативные документы, методики, инструкции и д.т.;
- к участию в проведении экспертизы допускаются эксперты, не прошедшие аттестацию в установленном порядке;
- сроки проведения экспертизы превышают установленные 3 месяца.