От подготовки специалиста зависит безаварийная работа объектов нефтяной сферы
ПЕТРОВ Борис Германович
руководитель Приволжского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Производственный контроль является неотъемлемой частью системы управления промышленной безопасностью. По всем указанным в предписании Ростехнадзора нарушениям должны быть отработаны мероприятия по их устранению в первую очередь службой производственного контроля. От этого зависит, будут ли подобные нарушения выявляться на аналогичных опасных производственных объектах и носить систематический характер либо будут устраняться, не дожидаясь очередной проверки.
Функции контроля и анализа службы производственного контроля должны играть главную роль в подготовке аналитической информации, необходимой для принятия и обоснования решений по обеспечению промышленной безопасности. В процессе контроля и анализа должна осуществляться всесторонняя оценка опасного производственного объекта, должны анализироваться причины нарушений требований норм и правил.
Общей проблемой, оказывающей влияние на состояние промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтедобывающего комплекса, остается невыполнение требований нормативно-правовых и нормативно-технических документов по безопасной эксплуатации объектов. Недостаточно эффективно осуществляется подготовка и переподготовка специалистов и персонала предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, вследствие чего причинами аварий и травм на производстве чаще всего становятся ошибочные решения специалистов, незнание персоналом базовых требований безопасности производства работ, нарушение технологий производства работ и некачественное функционирование системы производственного контроля. Не всегда соблюдаются требования проектной документации при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства.
Характерными нарушениями, выявляемыми при проведении проверок, являются:
1. Неверно производится идентификация опасных производственных объектов с целью дальнейшей регистрации в государственном реестре.
2. Не направляется в территориальный орган Ростехнадзора в установленные сроки (ежеквартально) информация об инцидентах на опасных производственных объектах.
3. Не пересматривается в связи с изменениями в нормативной документации «Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах».
4. Не переоформлены в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных объектов.
5. Не соответствуют установленным требованиям содержания технологических регламентов на эксплуатацию опасных производственных объектов.
6. Не вносятся декларации в реестр деклараций промышленной безопасности ОПО.
7. В составе опасных производственных объектов эксплуатируются технические устройства без проведения экспертизы промышленной безопасности.
8. Нарушена целостность периметрального ограждения опасных производственных объектов.
9. Оставляет желать лучшего контроль со стороны нефтедобывающих компаний и сервисных буровых организаций над соответствием проведения экспертиз промышленной безопасности. К проведению экспертиз зачастую привлекаются экспертные организации из других регионов, недостаточно компетентные в специфике работ (вида деятельности) эксплуатирующих организаций — заказчиков проведения экспертиз, и как итог — некачественное проведение экспертного обследования.
10. Хотелось бы отметить, что переоформление лицензий — вопрос, касающийся не только нефтяных компаний, но и сервисных организаций, опасные производственные объекты которых зарегистрированы в государственном реестре.
За нарушение требований промышленной безопасности действующим законодательством предусмотрены следующие основные виды административных наказаний:
- административный штраф на юридическое, должностное и физическое лицо;
- приостановление деятельности предприятия либо какого-то участка (цеха) или технического устройства предприятия;
- предупреждение (при малозначительности совершенного административного правонарушения);
- аннулирование лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов;
- дисквалификация должностного лица.
Для улучшения ситуации в области промышленной безопасности на предприятиях нефтегазовой отрасли хотелось бы рекомендовать систематизировать работу в данном направлении, а именно произвести узкую специализацию работников в данном направлении, чтобы каждый был полноценным и осведомленным специалистом именно в своей области.
Также считаем необходимым уделить большее внимание следующим аспектам:
1. Идентификация, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и связанных с такими авариями угроз.
2. Планирование и реализация мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах, в том числе при выполнении работ или оказании услуг на опасных производственных объектах сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями.
3. Научные исследования и разработки по научному и методическому обеспечению промышленной безопасности.
4. Развитие технического обеспечения промышленной безопасности.
5. Информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
6. Обучение, аттестация и проверка знаний по промышленной безопасности.
7. Безопасность применения технических устройств на опасных производственных объектах.
На что нужно обратить внимание в статье:
Общей проблемой, оказывающей влияние на состояние промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтедобывающего комплекса, остается невыполнение требований нормативно-правовых и нормативно-технических документов по безопасной эксплуатации объектов.