Надзорная нагрузка будет дифференцирована в зависимости от уровня рисков
УКРАИНСКИЙ Олег Вячеславович
заместитель начальника Управления планирования, взаимодействия с регионами и контроля Роструда
Номер журнала:
Рубрика:
В июне текущего года Председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил Концепцию повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 годы). О том, что уже сделано в рамках реализации этого документа, рассказывает Олег Вячеславович Украинский, заместитель начальника Управления планирования, взаимодействия с регионами и контроля Роструда.
- Олег Вячеславович, каковы промежуточные итоги надзорной деятельности Роструда за 2015 год?
- В Конституции РФ и Трудовом Кодексе РФ закреплены основные трудовые права: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. И прямая задача руководителя любой организации — обеспечить соблюдение требований законодательства в отношении работников.
К чему приводит невнимание руководителей к этим вопросам? За 10 месяцев текущего года Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами было организовано и проведено 114 тысяч проверок по вопросам соблюдения законодательства в сфере труда, из которых подавляющее большинство по обращениям работников, чьи права уже были нарушены. Более чем в 78 % случаев инспекторами Роструда выявлены правонарушения по оплате труда, по оформлению трудовых отношений, нарушения, повлекшие причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, другие нарушения.
Роструд по результатам проверок фиксирует ухудшение ситуации в сфере труда. Анализ результатов надзорной деятельности государственных инспекций труда свидетельствует о том, что причинами и условиями сохраняющейся массовости нарушений трудового законодательства являются:
- умысел руководителей организаций в части своевременности выплаты заработной платы (фактически работники кредитуют руководителей организаций);
- ненадлежащее осуществление руководителями контроля над соблюдением законодательства о труде и охране труда в организациях.
Что касается первой причины, в этом случае мы совместно с правоохранительными органами решаем вопрос предельно жестко. По результатам проверок привлечены к административной ответственности в виде штрафа должностные и юридические лица на общую сумму свыше 2 млрд рублей. Направлены в органы следствия 9550 материалов для рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения требований трудового законодательства в части охраны труда и своевременности выплаты заработной платы, по которым уже расследуется 279 уголовных дел, предусматривающих лишение свободы на срок до пяти лет. Судами по материалам государственных инспекций труда в субъектах РФ было дисквалифицировано 204 виновных должностных лица. Эти руководители лишены права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять предпринимательскую деятельность либо осуществлять управление юридическим лицом до трех лет.
Напомню, что с 2015 года внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые увеличили размер штрафов за нарушения в сфере труда в несколько раз.
В результате надзорной деятельности только за 10 месяцев 2015 года по требованию государственных инспекций труда произведены выплаты задержанной заработной платы более чем 800 тыс. работников на сумму, превышающую 17 млрд рублей. Восстановлены трудовые права около 3 млн работников.
- Есть откровенно циничные работодатели, которые нарушают трудовые права своих работников, а есть добросовестный бизнес. Для него что будет делаться?
- Концепция повышения эффективности государственного надзора в области трудового права основана на стратегии поддержки добросовестных работодателей, а в устранении ненадлежащего осуществления руководителями контроля над соблюдением законодательства о труде и охране труда в организациях мы видим возможность помочь, и государство нас поддерживает.
В связи с этим Правительством РФ принимаются системные меры по исправлению ситуации в сфере труда.
Несколько слов о том, для чего нужен риск-ориентированный подход и какие задачи он решает. Главная цель — стимулирование устойчивого добросовестного поведения работодателей по обеспечению соблюдения ими обязательных требований трудового законодательства, применению конкретных мер по улучшению условий труда работников, проведению специальной оценки условий труда и внедрению системы внутреннего контроля.
Внедрение риск-ориентированных подходов в сфере труда предполагает переход к системе планирования надзорной деятельности, основанной в том числе на результатах оценки рисков причинения вреда в случае нарушения трудового законодательства. Это позволит Роструду проводить проверки не на всех предприятиях, а только там, где существуют высокие риски причинения вреда жизни, здоровью, правам и законным интересам работников. Кроме того, к целям внедрения риск-ориентированного подхода относятся:
- предотвращение угроз причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда (это жизнь и здоровье работников, права и иные законные интересы работников);
- сокращение избыточного административного давления на добросовестных работодателей;
- мотивация работодателей к улучшению условий труда.
Но все мы также понимаем, что есть те, кто сознательно игнорирует требования законодательства, а есть те, кто допустил нарушения, но они напрямую не влияют на права работников. Поясню: руководитель организации своевременно и в полном объеме выплачивает зарплату, платит взносы во внебюджетные фонды, но в разделе трудового договора не указал номер страхового свидетельства, или другой пример — вопросы ведения трудовых книжек, работник своевременно оформлен на работу, но в системе учета кадрового производства есть недочеты. То есть нарушения различаются и по уровню последствий. Этот принцип разумного надзора и лежит в основе Концепции. В соответствии с ним предполагается не только дифференцировать надзорные мероприятия, но и создать инструменты поддержки предприятий и организаций.
В настоящее время проходит апробацию один из инструментов внутреннего контроля, благодаря которому работодатель может проанализировать свою систему управления в сфере труда и получить рекомендации по ее корректировке или улучшению. Этот сервис называется «Электронный инспектор». Разрабатывается возможность такого механизма, как предупреждение работодателя и «отложенного штрафа».
- Над чем сейчас работает Роструд в этой сфере?
- Решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 14 апреля 2015 года Роструд включен в перечень «пилотных» контрольно-надзорных органов, в деятельность которых с 2015 года будет внедряться риск-ориентированный подход, нами утвержден ведомственный план реализации мероприятий по внедрению риск-ориентированного подхода. К решению задачи применены механизмы проектного управления. В соответствии с планом в Роструде созданы и функционируют рабочие группы по обеспечению внедрения подхода, определены пилотные государственные инспекции труда, которые будут учитывать существующие на предприятиях риски при формировании планов уже на 2016 год, а в 2017 году планирование по рискам будет осуществляться уже во всех государственных инспекциях труда в соответствии с вновь введенными положениями в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о применении риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора).
Также распоряжением Правительства РФ № 1028-р от 5 июня 2015 года утверждена Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015-2020 гг. (далее концепция), предварительно одобренная Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
В целях реализации Концепции заместителем Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец 26 октября 2015 года утвержден План мероприятий. Им предусмотрена реализация комплекса системных мероприятий по ряду направлений, в том числе внедрение риск-ориентированного подхода в деятельность Роструда. Состоялось обсуждение риск-ориентированных подходов на Общественном совете Роструда и на заседание рабочей группы по совершенствованию оценки эффективности государственного контроля и надзора подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы под председательством Министра Российской Федерации М.А. Абызова.
- Как это будет происходить?
- Риск-ориентированный подход направлен на снижение риска причинения вреда двум охраняемым законом ценностям в сфере труда: это жизнь и здоровье работников и иные права и законные интересы работников, то есть первый риск — это вопросы охраны труда, второй — остальные институты трудового права, заработная плата, трудовые отношения, режим труда и отдыха и т.д.
Оптимизация планирования надзорной деятельности Роструда предполагает проведение ранжирования объектов надзора по категориям риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда от низкого до чрезвычайно высокого риска. Необходимость включения хозяйствующего субъекта в ежегодный план плановых проверок определяется присвоенной ему категорией риска.
Так, предприятия, относящиеся к категории чрезвычайно высокого риска, должны проверяться ежегодно; для предприятий, относящихся, например, к категории среднего риска, периодичность плановых проверок может быть снижена до одного раза в четыре года; а предприятия, относящиеся к категории низкого риска, будут освобождены от плановых проверок. Напомню, что микробизнес и малый бизнес, где численность работающих не превышает 250 человек, а оборот — 800 млн рублей, до 2018 года вообще освобожден от плановых проверок.
Категория риска предприятия устанавливается с учетом уровня вероятности причинения вреда охраняемым законом ценностям, уровня тяжести последствий причинения такого вреда и масштабности, а также с учетом динамических факторов или условно переменных характеристик предприятий. Уровень вероятности, тяжести и масштабность определяются на основе статических факторов или условно постоянных характеристик предприятий.
Значения условно постоянных характеристик предприятий определяются на основе усредненных данных о соблюдении трудового законодательства работодателями в конкретных отраслях или субъектах РФ. Сюда же относятся показатели, характеризующие сформировавшуюся и неизменную на протяжении нескольких лет практику взаимодействия работников и работодателей (например, условия труда на рабочем месте). Значения условно постоянных характеристик предприятий актуализируются один раз в пять лет.
Среднее количество нарушений трудового законодательства, условия труда на рабочем месте и средняя зарплата в субъекте РФ определяют уровень вероятности причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда. Количество несчастных случаев, численность погибших, задолженность по заработной плате и сведения об акциях протеста определяют уровень тяжести последствий нарушения трудового законодательства.
Масштабность определяется среднесписочной численностью работников на предприятии. Чем численность работников больше, тем большая балльная оценка присваивается критерию масштабности. Такой подход позволит Роструду охватить плановыми проверками наиболее крупные предприятия и защитить права и законные интересы максимального количества работников.
Условно переменные характеристики определяют ситуацию уже на конкретном предприятии за истекший год, их значения актуализируются ежегодно. Что же мы относим к условно переменным критериям организации, которые будут существенно влиять на конечную категорию рисков? Вопросы менеджмента в организации, а это и наличие (отсутствие) существенных нарушений действующего федерального законодательства в предыдущих периодах, например, своевременность устранения нарушений, ранее выявленных при проверках, своевременность предоставления материалов и оплата штрафов и др.; наличие (отсутствие) подтвержденных жалоб в предыдущих периодах; наличие (отсутствие) системы внутреннего контроля, а также коэффициент тяжести несчастных случаев в организации (нередки случаи, когда нет жалоб от работников, функционирует система трехступенчатого контроля в организации, своевременно выплачивается зарплата, но несчастный случай произошел). И, конечно же, фактором, понижающим категорию риска, будет являться реализация мероприятий по развитию системы социального партнерства. А это и наличие коллективного договора, и членство в объединении работодателей (там, где есть первичная профсоюзная организация по результатам проверок, мы выявляем меньше нарушений, а также в Роструд поступает меньше жалоб от работников этих организаций).
При определении категории риска учитываются такие условно переменные характеристики, как наличие или отсутствие подтвержденных жалоб, существенных нарушений законодательства, реализация мероприятий по улучшению условий труда, наличие или отсутствие системы внутреннего контроля, а также частота и тяжесть несчастных случаев, при этом при определении категории риска причинения вреда жизни и здоровью работников последний показатель является основополагающим.
В зависимости от значений условно постоянных и условно переменных характеристик предприятий определяются балльные оценки уровня вероятности, уровня тяжести, масштабности и непосредственно уровня риска предприятия.
- Какие-то целевые показатели внедрения РОП уже определены?
- Внедрение риск-ориенти-рованного подхода в надзорной деятельности Роструда позволит сократить число нарушений обязательных требований трудового законодательства, представляющих угрозу причинения вреда жизни, здоровью и иным правам и законным интересам работников, количество несчастных случаев на производстве. Еще один целевой показатель — это увеличение доли предприятий, которые используют механизмы внутреннего контроля над соблюдением трудового законодательства, до 25 %.
Существенным преимуществом применения риск-ориентированного подхода для работодателей станет снижение издержек предприятий и сокращение избыточного административного давления на них. У работодателей появится возможность влиять на обоснованное изменение категории риска за счет, например, улучшения условий труда, проведения специальной оценки, внедрения системы внутреннего контроля и развития системы социального партнерства.
- Если добросовестные работодатели осуществляют какие-то мероприятия по снижению рисков и ведут деятельность без нарушений, без инцидентов, то изменится ли для них надзорная нагрузка?
- В этом заключается эффективность и адресность риск-ориентированного подхода. У предприятий есть отраслевые особенности, в том числе связанные с повышенными рисками для работников. Но очевиден и тот факт, что каждый работодатель уникален. Кто-то активно занимается вопросами трудового права, а кто-то это делает по остаточному принципу. Чтобы учесть этот фактор, применяется вышеупомянутая «динамическая модель», в соответствии с которой сроки плановых проверок будут зависеть от эффективности менеджмента на предприятия.
- Как это будет работать?
- В рамках статистической модели основными видами рисков являются риск причинения вреда жизни и здоровья работников и риск причинения вреда иным правам и законным интересам работников. Отнесение хозяйствующего субъекта к категории риска осуществляется на основе следующих критериев: уровень вероятности причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда, уровень тяжести последствий причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда и масштабность. В качестве исходной информации используются статистические данные о значениях показателей по следующим подкритериям: вид экономической деятельности, условия труда на рабочем месте и заработная плата.
Подкритерий условия труда определяется на основании результатов СОУТ, которую обязаны провести все работодатели, в ходе которой определяется, к какому классу по степени вредности и (или) опасности они относятся. Сюда же относится уровень травматизма в отрасли и на самом предприятии или в организации. Что касается уровня заработной платы, то в случае, когда среднемесячная зарплата работников на предприятии ниже среднего уровня по отрасли, то это расценивается как рискпорождающий фактор и, соответственно, как повод провести плановую проверку.
К критериям динамической модели относятся:
- наличие или отсутствие подтвержденных жалоб в предыдущие периоды;
- реализация мероприятия по усилению социальной защищенности работников;
- наличие или отсутствие системы внутреннего контроля;
- наличие (отсутствие) существенных нарушений трудового законодательства в предыдущих периодах;
- уровень травматизма.
Наряду с указанными факторами прорабатываются дополнительные факторы, влияющие на снижение или повышение уровня риска применительно к конкретным предприятиям, такие как наличие профсоюзной организации, коллективного договора, членство в объединениях работодателей, наличие эффективной системы внутреннего контроля, наличие комиссии по трудовым спорам.
- Роструд создает инструмент «внутреннего самоконтроля», которым могут воспользоваться работодатели. Что он собой представляет?
- В связи со сложностью трудового законодательства работодателю очень сложно создать, во-первых, эффективную, а во-вторых, соответствующую государственным требованиям систему обеспечения трудовых прав работника. Под трудовыми правами подразумевается весь спектр факторов, начиная от трудоустройства работника и заканчивая выходом на пенсию. Как оценить уже созданную и, казалось бы, непротиворечивую систему? Работодатель видит законодательство под своим углом, работник — со своей точки зрения, а у государственного инспектора своя трактовка. Наш «Электронный инспектор» позволяет не только выявить недостатки внутреннего трудового контроля на предприятии и получить подробную инструкцию по устранению нарушений, но и исключить неоднозначность и неопределенность трактовок требований трудового законодательства.
- Какие функции включены в систему внутреннего трудового контроля?
- Первое — это определение фактического состояния объекта контроля, то есть предприятия или организации. Фактические данные сравниваются с требованиями действующего трудового законодательства, выявляются отклонения от действующего законодательства, оценивается их влияние на различные аспекты функционирования организации и возможные последствия. Затем выявляются причины зафиксированных отклонений, разрабатывается план мероприятий по устранению отклонений и нарушений, проводится мониторинг реализации плана, и поднадзорная организация проводит необходимые мероприятия в соответствии с предложенным сервисом планом.
По итогам работы у Роструда формируется специализированный банк данных о результатах самопроверок. На основании этих данных Федеральной службой принимается решение о применении мер поощрения пользователя, в том числе и в форме снижения надзорной нагрузки. А для инспектора наличие результатов такой проверки является сигналом о том, что работодателем выполнены требования надзорных органов.
После подтверждения результатов проверки оператор сервиса «Электронный инспектор», то есть представитель Роструда, принимает решение о применении мер поощрения в отношении соблюдающего трудовые права работников пользователя.
Меры поощрения выражаются в предоставлении гарантии защиты пользователя от плановых проверок на определенный срок либо иных льгот, призванных стимулировать работодателей проводить самопроверки соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с использованием сервиса «Электронный инспектор» и устранять допущенные нарушения.
- Что подразумевается под «предупреждением работодателя» и «отложенным штрафом»?
- Законодательством установлены крайне жесткие штрафы за нарушения в области трудового права. Некоторые правонарушения выделены в отдельный состав, в результате чего штрафы по ним суммируются. В рамках «разумного надзора» создается инструмент «обязательного предупреждения» работодателя и «отложенного штрафа» за, подчеркну, впервые совершенные правонарушения, если эти нарушения не повлекли причинение вреда жизни и здоровью работника или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также за совершенное работодателем правонарушение, не влияющее напрямую на права работников.
Эти принципы лежат в основе разрабатываемого законопроекта «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ по вопросам совершенствования федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». В нем определено использование мер предупредительного характера при осуществлении контрольно-надзорных функций, в том числе механизм «предупреждения» и «отложенного штрафа».
Отмечу, что уже с декабря текущего года при проверках малых предприятий, в случае если нарушение выявляется впервые и оно не связано с непосредственной угрозой жизни работников, руководителю малого предприятия всегда будет выдаваться предупреждение. Штраф будет накладываться только в случае повторного выявления правонарушения. Государственным инспекторам труда даны указания о применении административных наказаний только в случаях, когда допущенные нарушения связаны с безопасностью людей или задолженностью по заработной плате.
- Кроме трудовых рисков в полномочия Роструда входят и вопросы занятости. Федеральной службой реализован проект «Работа в России». Каковы его возможности для работников и работодателей?
- Портал «Работа в России» в соответствии с решением Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, запущен в эксплуатацию 3 июля 2015 года и доступен по адресу: www.trudvsem.ru. Это база вакансий и резюме, сформированная на основании информации, содержащейся в информационных системах органов службы занятости населения, информации, размещаемой самостоятельно работодателями и соискателями, а также информации из иных источников, включая рекрутинговые агентства, коммерческие порталы по поиску и подбору работы.
Для идентификации пользователей, то есть работодателей и соискателей, Портал интегрирован с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА). В результате более 15 млн граждан, являющихся пользователями сервисов электронного правительства, в частности Единого портала государственных и муниципальных услуг, имеют доступ к Порталу без дополнительной регистрации.
Благодаря сервису реализована возможность осуществлять поиск и подбор работы и персонала, в том числе путем подключения сервиса автоматического уведомления о наличии свободных рабочих мест и вакансий.
- В чем его преимущества по сравнению с коммерческими сервисами?
- Представьте ситуацию, когда потенциальным работником принято решение о переезде в другой регион. Его удовлетворяет вакансия, работодатель готов предоставить рабочее место. Необходимо оценить жизнь на новом месте — обеспеченность жильем, наличие детского сада, школы, возможность трудоустройства членов семьи и т.д. Для этого в рамках «Работы в России» есть сервис, который позволяет это сделать на основании статистических показателей, отражающих уровень социально-экономического развития, контактных данных государственных и муниципальных учреждений сферы здравоохранения, образования, культуры, предложений по аренде жилья. Все это представлено на интерактивной карте Российской Федерации.
Через Портал «Работа в России» есть возможность дистанционного проведения процедуры отбора и собеседования при взаимодействии работодателя и соискателя через сеть «Интернет».
В целях привлечения большего числа соискателей Рострудом организована работа по размещению на портале качественных, востребованных вакансий. В частности, заключены соглашения с крупнейшими работодателями РФ: Объединенной авиастроительной корпорацией, Объединенной судостроительной корпорацией, корпорацией «Ростех», концерном «Калашников», Объединенной двигателестроительной корпорацией, ОАО «Российская электроника», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», компанией «Яндекс».
Работодатель может получить помощь от центра занятости населения, например, по предварительному отбору соискателей. Аудитория портала не ограничена исключительно безработными гражданами, что делает поиск соискателей на нем еще более продуктивным. Кроме того, государство финансирует мобильность работников. Минтрудом России принято решение о поддержке работодателей, которые создают рабочие места для работников из другого региона. Это 225 тысяч рублей, которые предприятия или организация могут направить на оплату проезда, аренду жилья или обучение работникам.
Тем самым по основному функционалу и контенту портал «Работа в России» во многом превосходит аналогичные коммерческие интернет-ресурсы. Кроме того, он является бесплатным для всех пользователей.
Портал пользуется популярностью в сети «Интернет»: за все время эксплуатации его посетило около 3 млн пользователей.
Мероприятия, проводимые Рострудом, создают механизмы поддержки и снижения административной нагрузки на добросовестных работодателей за счет оптимизации надзорной нагрузки и создания институтов цивилизованного рынка труда.