Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Постановлением от 29.12.2023 № 2386 Правительство России утвердило структуру и функции единой цифровой платформы в социальной сфере. Постановление вступило в силу с 1 января 2024 г., за исключением отдельных положений.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 02 (202), февраль, 2024
В номере:

Теги

Контроль за обращением и утилизацией опасных отходов в Татарстане

 
ХАЙРУТДИНОВ  Фарит Юсупович,  руководитель Управления  Федеральной службы по надзору  в сфере природопользования по РТ

ХАЙРУТДИНОВ Фарит Юсупович
руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ

Номер журнала: 

Рубрика: 

Список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Республики Татарстан, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному экологическому контролю, утвержден Приказом Минприроды России от 14.05.2010 г. №158 и насчитывает 3011 объектов.
Правовые основания проведения проверок регулируются Положением об Управлении Росприроднадзора по Республике Татарстан, утвержденным приказом Росприроднадзора №520 от 01.12.2008 г., Правилами осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 г. №53, Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Государственный экологический контроль за деятельностью индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по обращению с отходами состоит из проверки соблюдения экологических требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, и включает, в том числе, проверку:
- наличия соответствующих подтверждений отнесения отходов к конкретному классу опасности;
- наличия паспортов отходов I-IV классов опасности;
- наличия и соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- наличия разрешения на создание объектов размещения отходов, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами (его территориальными органами);
- наличия свидетельств (сертификатов) о профессиональной подготовке на право работы с отходами I-IV классов опасности, которые дают возможность допуска к этой деятельности;
- наличия лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (опасных отходов) и соблюдения лицензионных требований и условий;
- осуществления и результатов инвентаризации отходов и объектов их размещения;
- осуществления мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
- ведения учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
- представления в установленном порядке и в установленные сроки необходимой информации в области обращения с отходами, включая данные инвентаризации объектов размещения отходов, мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов, а также данные федерального государственного статистического наблюдения в области обращения с отходами по форме №2-ТП (отходы);
- наличия Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованного с Управлением Росприроднадзора по РТ;
- внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;
- соблюдения иных условий, запрещений и ограничений, установленных законодательством РФ в области экологически безопасного обращения с отходами и нормами других специализированных законодательных и иных правовых актов.

В основном ПО в республике передаются организациям, занимающимся сбором и утилизацией отходов, используются вторично в собственном производстве, обезвреживаются или захораниваются на полигонах промышленных отходов.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов с периодичностью не чаще чем один раз в три года в отношении одного предприятия. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
- истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
- поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти (в том числе органов прокуратуры), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
– возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Меры по утилизации опасных промышленных отходов
Наибольшие объемы промышленных отходов (ПО) образуются в машиностроении, ЖКХ, пищевой, строительной, топливной, нефтехимической промышленностях.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация утилизации и переработки ПО относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
В основном ПО в республике передаются организациям, занимающимся сбором и утилизацией отходов, используются вторично в собственном производстве, обезвреживаются или захораниваются на полигонах промышленных отходов.
В настоящее время на территории РТ функционирует три полигона ПО 3-5-го классов опасности: ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Нижнекамскнефтехим», полигон-шламонакопитель Химзавод им. Л. Я. Карпова.
Утилизацией вторичных материальных ресурсов в Татарстане занимаются порядка 17 предприятий, такие как ООО «Экология», ООО «Кам-ЭкоТех», ООО «Вторнефтепродукт», ООО «Завод Эластик», ООО «Шарл», ОАО «Нижнекамскшина» и другие.

Перспективы развития
Отходы существовали всегда, и они не исчезнут с течением времени. Наоборот, учитывая темпы развития промышленности, а также технологий, можно утверждать, что количество отходов только увеличится. Промышленное производство растет во всем мире из года в год, и пропорционально его росту увеличивается количество отходов, возрастая приблизительно в два раза за 8-10 лет.
Поэтому на сегодняшний день назрела необходимость в принципиально новых подходах к развитию любого производства – созданию малоотходных и безотходных технологиях. Это, на наш взгляд, стратегическое направление рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. 

Материал предоставлен Управлением Росприроднадзора по РТ 

Все статьи рубрики