Экономические стимулы очищения
Номер журнала:
Рубрика:
Наш собеседник, главный специалист отдела охраны окружающей среды и атмосферного воздуха Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Андрей Васильевич Ермолаев, не первый год занимается изучением этого сложного вопроса.
- Как Вы оцениваете состояние атмосферного воздуха в Татарстане на сегодня?
- Уровень загрязнения воздушного бассейна зависит от того, о каком районе Татарстана мы говорим. Максимальное загрязнение воздуха в настоящее время наблюдается в Нижнекамске. Сами понимаете: очень мощная индустрия, большое количество выбросов (десятки тысяч тонн в год), потому состояние атмосферного воздуха там не самое благоприятное. Затем идут Казань и Набережные Челны.
Что значит оценить состояние воздуха? Загрязнение воздуха, то есть уровень концентрации загрязняющих веществ в атмосфере имеет весьма значительные колебания. Прежде всего, это зависит от состояния атмосферы. Вот, допустим, если погода тихая и безветренная, выбросы, которые образуются в городе, практически остаются на том же самом месте, никуда не уносятся, то естественно, что концентрация будет нарастать. Если погода ветреная, с дождем, концентрация снижается.
Во-вторых, играет роль время года. Зимой уровень концентрации может быть больше, потому что работают предприятия теплоэнергетики, котельные, ТЭЦ - расход топлива у них в зимний период возрастает, отсюда и рост концентрации.
Постоянная составляющая загрязнения воздуха – автотранспорт. Автотранспорт на сегодняшний день практически по всем городам, может быть, за исключением Нижнекамска, вносит львиную долю в загрязнение воздушного бассейна. Это общемировая тенденция. В Москве на долю автотранспорта приходится более 90% общего количества выбросов. Если взять города республики, то в Казани на долю автотранспорта приходится до 74% загрязняющих выбросов, в Чистополе – 82%, в Набережных Челнах – 76%, в Бугульме – 73%, в Альметьевске – 47%.
Автозагрязнение
Основной загрязнитель на сегодняшний день – это автотранспорт, как принадлежащий различным учреждениям и организациям, так и индивидуальный.
- А в Нижнекамске?
Там картина несколько другая. В Нижнекамске основная часть загрязнений поступает в воздух от промышленных предприятий. Очень большие выбросы производят ОАО «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина».
- Интересно было бы узнать не только о загрязненных, но и о чистых городах и районах.
- Как об относительно чистых городах можно говорить только о Чистополе и Зеленодольске. В общем-то все небольшие города являются относительно чистыми, потому что промышленность там, как правило, не развита, машин тоже мало. Еще раз подчеркиваю, что основной загрязнитель на сегодняшний день – это автотранспорт, как принадлежащий различным учреждениям и организациям, так и индивидуальный. Индивидуального транспорта у нас с каждым годом становится все больше, постоянный рост актуален, особенно для города Казани. А организация и схема дорожного движения у нас от совершенства очень и очень далеки. Максимальное количество выбросов от машин происходит в режиме разгона и торможения. Любая пробка, любой светофор, любой затор – это как раз режим разгона-торможения и режим холостого хода. Когда машина движется по прямой с равномерной нагрузкой, тогда топливо сгорает полностью, и выбросов, конечно, сравнительно немного. В центре города у нас сплошные пробки, сплошные перекрестки, сплошные разгоны-торможения. Вот отсюда и проблемы.
Наши предприятия на сегодняшний день не поставлены в такие условия, что они обязаны ставить газо- и пылеулавливающие установки. На Западе, если ты не ставишь газо- и пылеулавливающие установки, тебя просто-напросто разорят штрафами.
- Что предпринимается для улучшения состояния атмосферного воздуха в Татарстане?
- Что мы можем сделать на сегодняшний момент? Начну с автотранспорта. Существуют мероприятия госконтроля по проверке предприятий на соблюдение норм по токсичности и дымности автомашин. Большие обороты у операции «Чистый воздух»: наши сотрудники выезжают на автопредприятия и проверяют специальными приборами машины на токсичность и дымность. Второе – это перевод автомашин на экологически чистые виды топлива, в первую очередь на природный газ. Мировая практика показывает, что это перспективное направление. Первое место по числу автомашин на газу у нас занимает Аргентина, передовая в этом отношении страна – Италия. России, которая где-то ближе к середине в этом рейтинге, до этих стран еще далеко. Ситуация осложняется вот чем. Есть сжиженный природный газ и есть компримированный газ. Сжиженный газ - это, вы знаете, небольшие баллоны, которые ставят под автотранспорт типа «Газель», «ПАЗ». Но эффекта от его использования в части экологии практически нет, так как при сгорании сжиженного газа объем выбросов почти такой же, как и при сгорании бензина. А вот экологический эффект от использования сжатого природного газа куда значительнее. Проблема в том, что у нас нет законодательной базы, которая бы поощряла предприятие переводить автотранспорт на газовое топливо. Мировая практика говорит о том, что необходимо материальное стимулирование. Допустим в Германии, если переводишь машину на газовое топливо, тебе дают налоговые льготы, у нас такого нет.
Еще один путь снижения загрязнения воздуха автотранспортом – это улучшение качества горючего. Качество горючего у нас, скажем так, не соответствует мировым требованиям. Некачественное горючее, неполное сгорание, выброс продуктов неполного сгорания в атмосферу – вот такая неутешительная цепочка.
- Насколько большим был бы эффект от установки нейтрализаторов?
- Эффект большой. Так, по некоторым ингредиентам, допустим по оксиду углерода, снижение выбросов достигает 90%. Практически все европейские машины оснащены нейтрализаторами, причем уже четвертого поколения. В связи с тем, что Россия собирается входить в ВТО, нас ставят перед фактом, что нужно переходить на те же стандарты, есть уже конкретные сроки, но опять же это будет не раньше чем через год. На сегодняшний день это нереально. Вот это, пожалуй, все, что касается путей снижения выбросов от автотранспорта.
Что касается промышленности, стационарных источников загрязнения, то самый радикальный путь – это внедрение современных технологий. Наше технологическое оборудование большей частью произведено и смонтировано еще во времена Советского Союза, и оно, конечно, устарело. Не секрет, что в России на единицу продукции потребляется энергии в два-три раза больше, чем, допустим, в Западной Европе.
- Может быть, это связано еще и с климатическими условиями?
- Может быть, но не в такой степени. Допустим, в Швеции, Норвегии, Канаде климат, скажем, ненамного теплее. Второй путь - внедрение установок по очистке отходящих газов. Но все упирается в деньги, а наши предприятия на сегодняшний день не поставлены в такие условия, что они обязаны ставить газо- и пылеулавливающие установки. Не будем строить иллюзий, что на Западе владельцы промышленных предприятий такие сознательные, такие хорошие, что они очень любят экологию… Нет, просто там приняты законы, по которым, если ты не ставишь газо- и пылеулавливающие установки, тебя просто-напросто разорят штрафами, поэтому предприятия идут на затраты, идут на покупку этих установок.
Я вижу основные пути решения проблемы загрязнения атмосферного воздуха, прежде всего, во введении экономических стимулов.
По информации ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии РТ», в 2010 г. средний показатель по Татарстану доли проб атмосферного воздуха городских поселений с превышением гигиенических нормативов составил 2,8%.
- Как отражается, на Ваш взгляд, Киотское соглашение на нынешнем положении дел?
- Ситуация с Киотским протоколом осложняется тем, что он действует не во всем мире. Основной мировой поставщик вредных веществ – США, они в этот протокол не вошли, потому что им это невыгодно. На сегодняшний день та квота, которую имеет Россия по этому протоколу, позволяет нам, в отличие от стран Западной Европы, жить, не беспокоясь о лишних платежах за превышение уровня загрязнения. Но мы не можем сказать, насколько долго продлится это положение, если промышленность будет развиваться, а мы надеемся, что она будет развиваться. Видимо, в скором времени мы вплотную подойдем к той квоте, которую нам установили.
По поводу Киотского протокола вообще есть очень много мнений: есть люди, которые обеими руками голосуют за этот протокол, а есть и наоборот. На сегодняшний день у нас в республике проведена инвентаризация источников образования парниковых газов. Но я еще раз напоминаю: это не всегда вредные вещества.