Забота об охране окружающей среды является одной из приоритетных задач ООО «Газпром трансгаз Чайковский». В этом году из-за санитарно-эпидемиологической обстановки предприятию пришлось скорректировать количество мероприятий по охране природы. Тем не менее газовики, как и в прошлые годы, выходили на уборку территорий от мусора, посадку саженцев, проводили работы по благоустройству парков и мест отдыха людей.

Статья находится в свободном доступе благодаря Газпром Трансгаз Чайковский

«Татнефть» разделяет мировую озабоченность по изменению климата, расширяет периметр добровольной ответственности, участвуя в реализации глобального договора ООН, принципов и целей устойчивого развития. Компания обновила корпоративную экологическую политику, дополнив ее приоритетами по предотвращению изменения климата и снижению углеродного следа, и ставит целью снизить выбросы парниковых газов к 2030 г. на 20 % с дальнейшим переходом  к углеродной нейтральности. 

Статья находится в свободном доступе благодаря ГК «ТАТНЕФТЬ»

08.07.2020 г. Минюстом России зарегистрирован Приказ Росприроднадзора от 29.05.2020 г. № 585 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов 
опасности».

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 10 (163), октябрь, 2020
В номере:

Теги

Специальная оценка условий труда: выгоды получат компании с безопасными рабочими местами

Номер журнала: 

Рубрика: 

Область права, связанная с безопасностью работников, все больше напоминает турбулентную среду из-за инициатив, призванных модернизировать законодательство. Для того чтобы предприятия не стали заложниками этого эффекта — «нормативного трансформера» — эксперты решают сразу ряд задач. Одна из них — обеспечить плавный переход к специальной оценке условий труда.

Министерством труда и социальной защиты РФ подготовлены проекты федеральных законов, которые должны упростить механизм оценки рабочих мест, в первую очередь, для тех компаний, работа в которых является безопасной. Это законопроекты «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О спецоценке условий труда». Ключевую суть документов обозначил в своем недавнем выступлении первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ Вельмяйкин Сергей Федорович.

По словам первого замминистра, аттестации должно подлежать каждое рабочее место. Поэтому изменения в первую очередь коснутся продекларированной всеобщности аттестации рабочих мест: «Это необходимо сделать в России. По экспертным оценкам, в стране — примерно 48-49 млн рабочих мест и 74 млн человек экономически активного населения, поскольку на одном рабочем месте могут одновременно работать несколько сотрудников в несколько смен. По закону мы должны с инструментальными замерами обследовать каждое из этих рабочих мест. Сейчас у нас обследовано около 6,4 млн рабочих мест. Получается, мы обещаем, что к каждому рабочему месту придут с мониторингом, но на деле этого не происходит. При этом есть рабочие места, где необходимы серьезные исследования, а есть рабочие места, где такие замеры не нужны. Мы предлагаем дифференцированный подход. Для подавляющего большинства рабочих мест у работодателя будет возможность провести так называемую облегченную процедуру оценки».

Компания сможет с привлечением экспертной организации либо при участии профсоюза провести обследование рабочего места. Если явных признаков воздействия вредных и опасных факторов на сотрудника на рабочем месте не выявлено, компания сможет задекларировать в Роструде это рабочее место как безопасное.

В чем состоит преимущество упрощенной процедуры? В обследовании рабочего места дороже всего обходятся лабораторные исследования. Из-за них стоимость аттестации одного рабочего места сейчас может доходить до 4 тыс. руб. Но в организациях, которые занимаются аттестацией, есть эксперты, которым достаточно провести осмотр рабочего места, для того чтобы определить, является ли место безопасным. В этом случае оценка обойдется дешевле. Причем эксперт будет нести персональную ответственность. Для этого вносятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях. В случае, если надзорный орган выявит, что заключение дано неправомерно, на эксперта будет наложен штраф, либо он может быть дисквалифицирован. 

Очевидно, что выгоды получат компании, рабочие места которых безопасны. Например, предусмотрена автоматическая пролонгация оценки условий труда на 5 лет. То есть, если в течение 5 лет в компании нет несчастных случаев, профзаболеваний, то организации не нужно заново проходить процедуру оценки в течение пяти лет.

Чего ожидать компаниям, рабочие места которых относятся к вредным? По словам С. Вельмяйкина, установлен дополнительный тариф страховых взносов для таких рабочих мест. Сейчас он основывается на принадлежности профессии к списку вредных профессий. В рамках законопроекта предлагается более сложная схема. Она завязывает тариф взносов на меры безопасности, которые проводит работодатель. Если работодатель вкладывает деньги в условия труда и рабочее место становится более безопасным, уменьшается тариф страховых взносов в Пенсионный фонд. Разница может составлять от 2 до 4 %. И чем выше класс условий труда, тем больше гарантий и компенсаций должен предоставить работодатель. Это дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя и т.д. 

В рамках законодательной модернизации планируется внесение поправок в КоАП и УК РФ. В Кодексе сегодня есть санкция за нарушение законодательства о труде. Но она не дифференцирована в зависимости от степени общественной опасности деяния или в зависимости от того, первоначальный это поступок или повторный. Не предусмотрена возможность вынести предупреждение. Эти аспекты будут скорректированы. Вместо одного состава нарушений законодательства о труде планируется установить несколько составов правонарушений, таких как нарушение правил охраны труда, необеспечение СИЗ, нарушение процедуры либо непроведение оценки условий труда. При этом, подчеркивают эксперты, если ничего непоправимого не произошло, инспектор труда может ограничиться предупреждением в адрес работодателя. Если ситуация не меняется, то может быть выписан штраф до 200 тыс. руб. на организацию, до 50 тыс. руб. на должностных лиц. Предусмотрена и дисквалификация руководителей, административное приостановление деятельности. 

В целом специальная оценка условий труда предусматривает: идентификацию (выявление) вредных факторов производственной среды и трудового процесса; проведение измерений уровней указанных факторов; распределение условий труда на рабочих местах по классам (4 класса — оптимальные, допустимые, вредные, опасные). При этом для защиты прав работников ТК РФ устанавливаются минимальные гарантированные размеры компенсаций; переходными положениями законопроекта предусмотрено сохранение  работникам достигнутого по состоянию на декабрь 2013 года объема предоставляемых гарантий и компенсаций при условии их занятости во вредных условиях труда.

Следует сказать, что главной задачей для Минтруда России в 2014 году станет содействие в принятии новых законопроектов. Документами будут определены:

- методика проведения спецоценки условий труда с классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

- порядок аттестации экспертов на право выполнения работ по спецоценке условий труда, создания центральной и межрегиональных аттестационных комиссий;

- порядок проведения государственной экспертизы условий труда и перечень представляемой на экспертизу документации;

- порядок оформления и форма декларации соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда;

- перечень видов деятельности и организаций, в которых спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей;

- методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ. 

Все статьи рубрики