Почему важно восстанавливать лесные экосистемы
БУЛАТОВ Рамиль Исмагилович
представитель Российского экологического центра в Республике Татарстан, руководитель проектов, член Академии информатизации Республики Татарстан
Номер журнала:
Рубрика:
В последнее столетие резкое усиление антропогенного воздействия на биосферу привело к потеплению, аридизации климата и опустыниванию территорий, деградации и разрушению почв, нарушению многообразия функциональных связей в природе, способности экосистем агросферы к саморегуляции и естественному восстановлению.
В настоящее время 65 % пашни, 28 % сенокосов и 50 % пастбищ России подвержены разрушающему, порой совместному воздействию эрозии, дефляции, периодических засух, суховеев и пыльных бурь.
Негативная агроэкологическая обстановка усугубляется высокой степенью распаханности и малой лесистостью сельскохозяйственных земель (в зоне степей пашня занимает 60-80 % всех сельхозугодий, в лесостепи — 50-70 % и более, на долю лугов и пастбищ приходится менее 40 % их совокупной площади).
По сравнению с 1990 годом площадь сельхозугодий в РФ, подверженных эрозии и дефляции, увеличилась на 22 млн га и составила 126 млн га. Из-за водной эрозии 10 % пашни уже утратило 30-60 % плодородия, а 25 % — от 10 до 30 %. Ежегодная убыль гумуса на пашне в среднем составляет 0,62 т/га. Его содержание в почве за 100 лет снизилось на 30-40 %.
Площадь действующих оврагов в России уже превышает 900 тыс. га, а плотность их, например, на Среднерусской возвышенности составляет 1-3 оврага на 100 га. Площадь заовраженных земель достигла около 8 млн га. Темпы оврагообразования колеблются от 10 до 15 тыс. га/год, а среднегодовой прирост эродированных земель достигает 0,4-0,5 млн га. Вследствие дефляции почвы ежегодный вынос пыли в атмосферу составляет 0,37 т/га.
Продукты водной и ветровой эрозии совместно с химическими реагентами заиливают и загрязняют водные источники. На территории 28 субъектов РФ потери годичной продукции составляют 3,2-3,9 млн т в зерновом эквиваленте.
Одной из важнейших причин опустынивания и деградации агросферы является уменьшение площади лесов. Так, лесистость черноземной полосы России за 150 лет уменьшилась с 38-40 до 6-15 %, а количество водосборных бассейнов крупных рек — с 30-40 до 10-30 %.
Существенно ухудшился генофонд многих древесных и кустарниковых пород.
Площадь Республики Татарстан — почти 6,8 миллионов га территории, из которых 1,27 млн га занимает лес, то есть чуть более 17 %. Лесистость по административным районам крайне неравномерна и колеблется от 2,8 до 41,1 %.
Татарстан сегодня — малолесный регион России. Между тем в конце XVIII — начале XIX века картина была иной: по данным генерального межевания, которое проводилось в Казанской губернии с 1793 по 1803 годы, было учтено 3265,1 тыс. га лесов, которые составляли 51,2 % территории.
По территории республики проходит южная граница естественного распространения ели и пихты, северная граница района произрастания дуба и северо-восточная граница произрастания ясеня.
Общая площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, составляет 1271,1 тыс. га. Хвойные насаждения занимают 24,6 % покрытой лесом площади, твердолиственные — 16,4 % (из них дубовые высокоствольные — 8,8 %), мягколиственные и кустарники — 59 %.
Запасы лесных ресурсов оцениваются в 189,8 млн м3. Общий годовой объем заготовки древесины при всех видах рубок — 2352 тыс. м3, в том числе при рубках спелых и перестойных лесных насаждений (расчетная лесосека) — 1455,9 тыс. м3. В среднем по республике на одном гектаре покрытых лесом земель вырубается 0,76 м3 ликвидной древесины, а к 2018 году будет вырубаться 0,91 м3 (В.И. Кашин).
Лесной фонд республики представлен двумя категориями лесов: защитными (48 % общей площади лесов) и эксплуатационными (52 %).
В этой связи лесная промышленность пока играет в экономике республики скромную роль.
Но как и для большинства малолесных регионов, лес имеет здесь важнейшее средообразующее и экологическое значение. В этой связи республика сегодня является одним из центров лесовосстановления России. Открывшийся в 2012 году Лесной селекционно-семеноводческий центр Республики Татарстан является крупнейшим в Европе автоматизированным лесным селекционно-семе-новодческим центром, оснащенным самым современным оборудованием. У РТ сегодня амбициозные планы по пятикратному увеличению площади восстановления лесов в регионе.
Заслон черным лесорубам поставил Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», направленный на урегулирование вопросов учета необработанной древесины и контроля над ее оборотом. Одной из прорывных новаций закона является введение системы мониторинга воспроизводства лесов, а также процедуры отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями.
Таким образом, например, водоохранные зоны вблизи рек и водоемов можно было бы защитить от хозяйственного использования, застройки и запашки под сельхозкультуры.
За последние десятилетия площади лесовосстановления в стране сократились почти в два раза, в том числе активными мерами путем создания лесных культур — в 2,5 раза. Серьезной проблемой стала смена хвойных лесов Европейской части Российской Федерации мягколиственными насаждениями. Наблюдаются неблагоприятные тенденции выбытия и воспроизводства лесов, связанные, прежде всего, с влиянием лесных пожаров, вредителей и болезней, а также с недостаточным качеством лесовосстановления. Одной из самых актуальных для многих регионов страны остается проблема восстановления лесов, пострадавших от пожаров. По оценкам специалистов, в лесовосстановлении нуждается более 1 млн га лесов.
В Стратегии развития лесного хозяйства указывается на необходимость создания высокопродуктивных лесных плантаций с использованием прогрессивных российских и зарубежных генетико-селекционных технологий.
Известно особое значение водоохранных территорий вокруг водоемов и вдоль рек, в том числе и малых, питающих основные водные артерии Татарстана, реки Волгу, Каму, Вятку; в республике они, по мнению аналитиков, не в самом ненадлежащем состоянии по причине запашки, использования для хозяйственных нужд и частной застройки. Все это отрицательно сказывается на малых и больших водотоках, запасах грунтовых вод, что приводит к уменьшению объемов пресных вод всех видов, необходимых в том числе для выращивания сельскохозяйственных культур. Также выявлена направленность к обеднению пахотных земель, ведущая к опустыниванию значительных территорий.
Вследствие этого в РТ намечен ряд программ, среди которых и межотраслевой проект регионального масштаба, основывающийся на потребности муниципальных районов, расположенных вдоль рек Волга, Кама и Вятка, иметь комплексный подход в развитии водных пространств и прибрежных ландшафтов — экозона «Волжско-Камский поток». Проект вписывается в Стратегию социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (Стратегия 2030) в соответствии с Законом от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ, принятым специально с одноименным названием.
Проект развития прибрежных территорий предусматривает создание и развитие зоны с особыми экологическими и пространственными регламентами на прибрежных территориях крупнейших рек Татарстана. Обеспечение безопасности экосистем крупных рек и прибрежных территорий будет осуществляться путем внедрения систем очистки вредных выбросов промышленных предприятий, промышленных и бытовых стоков и через применение новых технологий переработки ТБО.
Кроме того, проект направлен на обеспечение роста и устойчивости экономики прибрежных муниципальных районов через стимулирование «чистых» производств и сервисных компаний, имеющих «зеленый сертификат» (Р.Р. Сибгатуллин, первый заместитель министра экономики РТ).
Волнение ученых всего мира вызывают тенденции к изменению климата. Например, в России многолетние наблюдения показывают, что последние сто лет идет непрерывное увеличение среднегодовой температуры окружающей среды. Также есть довольно веские основания прогнозировать увеличение среднегодовой температуры воздуха и почвы в течение всего XXI века, что может привести к постепенному «вымыванию» хвойных насаждений, занимающих 24,6 % покрытой лесом площади РТ. Вследствие этого группой ученых РТ предлагается начать подготовительные работы по внедрению в прибрежные зоны лесонасаждений специально адаптированных южных ценных пород деревьев с уникальными лекарственными плодами и ценной древесиной, что, естественно, предопределяет и экономический эффект. Уже в настоящее время делаются практические работы в этом направлении, результаты которых обнадеживают и могут найти широкое применение в более масштабных проектах. Формируется программа «Дендропарки Республики Татарстан», о которой мы ранее сообщали в публикациях, письмах к руководящим органам республики. В ходе работ было обращено внимание на малые города. Инновационный проект «Азнакаево — город «зеленых инноваций» с высоким качеством жизни населения» — тому пример. При поддержке Администрации муниципального района и города проект имеет развитие и положительно воспринят на республиканском уровне. В проекте предусматривается создание районного дендропарка, примыкающего к городу Азнакаево, который наряду с отдыхом и развлечениями будет нести еще одну полезную нагрузку, являя из себя открытый для обозрения питомник ценных южных пород деревьев и кустарников. В ходе проекта через механизм малого экологического предпринимательства планируется и развитие частного лесоводства, что предусмотрено законами и Конституцией РФ, а это еще один шаг к повышению экологической составляющей в культуре производства, социально-экономического положения населения, охраны и воспроизводства лесных богатств территорий. Вследствие вышесказанного Российский экологический центр ведет переговоры с Академией Наук РТ о совместной реализации проекта «Альметьевская экономическая зона — «пояс зеленых инноваций» Республики Татарстан», который также рассматривается учеными и гражданской общественностью в качестве одной из возможных проектных площадок проекта «Татарстан-2030».
Среди десяти ключевых вопросов саммита G20 в Турции (Анталья) 15-16 ноября 2015 года, обсуждаемых главами государств «Большой Двадцатки», на повестке дня шестым стоит «Глобальное изменение климата» в связи с увеличением антропогенного воздействия цивилизации на состояние климата на Земле и возможностями мирового сообщества по разработке долгосрочной стратегии передовых стран мира в этом направлении.
Мы писали о глобальных изменениях климата (ГИК), проблемах гражданского общества, экологической обстановке, человеке и качестве жизни, Трудовых ресурсах и человеческом капитале в регионах планеты, страны и Татарстана, в частности, на сайтах Российского экологического центра, в Дайджест-проф, научных изданиях, книгах и журнале «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда». Затрагивались вопросы экологии и на I и II Республиканских общественно-гражданских форумах, круглых столах Международного конгресса «Чистая вода. Казань» и других форумах, проходивших в Татарстане, г. Казани.
Мировое сообщество и главы государств обратились к гражданскому обществу в вопросе ГИК. Примечательно, что Климатическая конференция ООН в г. Париже подошла глобально к подключению гражданской общественности мира к угрозам для человечества, связанным с изменением климата на планете. В COP21 приняли участие 14 тысяч представителей гражданского общества /ПАРИЖ, 30 ноября — РИА Новости, Виктория Иванова/. Одно из самых массовых мероприятий высокого уровня — Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата COP21 (РКИК ООН), на которую прибыли главы и представители правительств почти 150 стран.
Цель этой конференции — впервые «достичь универсального и обязательного для выполнения соглашения, позволяющего эффективно бороться с изменениями климата, ускорить переход к обществу и экономике, мало потребляющим углеродные технологии». Соглашение, которое, как ожидается, вступит в силу в 2020 году, должно привести к снижению выбросов парниковых газов и адаптации компаний к изменениям климата, настоящим и будущим. Оно призвано найти баланс между потребностями и возможностями каждой страны. Распределение усилий между развитыми странами и странами с формирующейся экономикой является одной из самых болезненных точек переговоров.
Огромное значение и место на конференции придается влиянию гражданских сил общества и их дальнейшей работе среди населения и в среде исполнительной власти. Перед лицом вселенской опасности мировая политическая и научная элита приглашает землян к сплочению при нейтрализации отрицательного влияния на природу планеты и среду обитания человека ГИК
Министр иностранных дел России С.В. Лавров, выступая на Саммите по Глобальной повестке дня в области развития на период после 2015 года, отметил: «Наша страна является мировым лидером по кумулятивному снижению выбросов парниковых газов и компенсирует рост эмиссий в других странах и регионах мира. Мы перевыполнили свои обязательства по Киотскому протоколу: наши выбросы на 31 % ниже показателей 1990 года. Выбросы от энергетического сектора в России за последние 20 лет снились на 37 % (этот объем сопоставим с пятилетней эмиссией всех стран ЕС и трехлетней эмиссией США) .
В контексте подготовки к климатической конференции в г. Париже обнародовали параметры своих возможных обязательств. Особо хотел бы отметить роль бореальных лесов России, которые поглощают порядка 600 млн тонн углекислого газа в год. Будем добиваться учета этого фактора в рамках нового соглашения. Предлагаем подумать и о том, чтобы подкрепить усилия по линии Форума ООН по лесам оперативными действиями. Речь могла бы идти о том, чтобы в рамках деятельности этого форума создать своего рода центр ООН по планированию, охране и восстановлению лесов в интересах решения задач устойчивого развития и сдерживания климатических изменений».
На что нужно обратить внимание в статье:
1. Одной из важнейших причин опустынивания и деградации агросферы является уменьшение площади лесов.
2. Как и для большинства малолесных регионов, для Республики Татарстан лес имеет важнейшее средообразующее и экологическое значение.
3. Одной из прорывных новаций Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» является введение системы мониторинга воспроизводства лесов, а также процедуры отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями.
4. По оценкам специалистов, в лесовосстановлении нуждается более 1 млн га лесов.