Особенности реконструкции мостовых кранов
ЗАО «Техсервис»: ДМИТРИЕВ А.А.
заместитель генерального директора; МЕЛЕШИН Н.М., начальник отдела экспертизы, эксперт в области промышленной безопасности
ООО «НТЦ ЭКОПРО»: ФАРХУТДИНОВ А.А.
технический руководитель, эксперт в области промышленной безопасности; Гадальшин И.М., эксперт в области промышленной безопасности
Номер журнала:
Рубрика:
Порядок реконструкции крана
Реконструкция крана, подразумевающая перевод крана на управление «с пола», заключается в переводе с управления из кабины посредством крановщика на управление краном «с пола» с помощью пульта радиоуправления (дистанционного) обученным оператором.
Реконструкция крана выполняется на основании проекта, разработанного специализированной организацией и проводится в следующей последовательности: подготовительные работы, включающие отключение кабеля, проверку отсутствия напряжения на питающих фазах и прочее; размещение в необходимых местах предупреждающих плакатов «Работают люди»; демонтаж существующего электрооборудования на кране; сборка шкафа управления электроприводом, сборка шкафа пускорегулирующих аппаратов; демонтаж кабины управления краном; пусконаладочные работы; внеочередное полное техническое освидетельствование (ПТО); оформление техдокументации.
При реконструкции крана, специализированная организация-исполнитель работ по реконструкции заранее в соответствии с утвержденным календарным планом работ по реконструкции формирует заявки сторонним организациям на изготовление и поставку необходимых комплектующих изделий и электрооборудования согласно спецификации к проекту. Применяемые на кране комплектующие изделия должны соответствовать действующим в РФ стандартам и техническим условиям. Это должно подтверждаться соответствующими документами предприятий-изготовителей этих изделий.
Наладочные работы после подключения электрооборудования на кране условно разбиваются на три этапа, включая:
- работы, проводимые без подачи напряжения в схему крана;
- работы, проводимые с подачей напряжения только в цепи управления, защиты и сигнализации;
- работы, проводимые после подачи напряжения по постоянной схеме, прокрутка и испытание механизмов.
Обкатка крана и техническое освидетельствование
Процесс обкатки крана начинается с пробного пуска, перед которым необходимо убедиться в работоспособном состоянии механической части, в полной настройке работы электрооборудования, проверить электроосвещение и сигнальную аппаратуру.
Первый пуск механизмов передвижения крана, грузовой тележки и механизма подъема осуществляется раздельно и очень осторожно, с короткими периодами включений на малых скоростях на всем протяжении пути передвижения. При включении электродвигателей каждый механизм должен работать плавно, без рывков.
К полной обкатке крана на максимальных скоростях можно приступать только после того, как будет выполнено условие взаимодействия работы всех механизмов крана.
Согласно п. 170 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности (ФНП) кран после реконструкции должен быть подвергнут внеочередному ПТО. В ходе этого необходимо провести испытания надежности работы устройств и приборов безопасности. Испытания проводит организация-исполнитель работ по реконструкции с обязательным участием представителей организации-разработчика проекта реконструкции.
Результаты всех испытаний крана оформляются протоколом. По результатам испытаний реконструированного крана эксплуатирующая организация должна сделать запись в паспорте крана о проведенной реконструкции и на основании технических условий и проекта реконструкции внести соответствующие изменения технических данных и характеристик в паспорт крана.
Требования
безопасности
В ходе проведения испытаний крана важно обеспечить выполнение требований безопасности. В этих целях эксплуатирующей организации необходимо назначить специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, организующего проведение испытаний и обеспечивающего безопасное ведение всех работ при испытаниях. В ходе испытаний необходимо обеспечить соблюдение требований ФНП, Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ РМ-007-98, Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей и Руководства по эксплуатации крана. При возникновении каких-либо неисправностей в кране и нарушений в работе механизмов во время испытаний испытания могут быть продолжены только после выявления и устранения причин, вызвавших их.
Экспертиза промбезопасности
и снятие крана с регистрации
После проведения реконструкции крана в соответствии с п. 6 ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» он подлежит экспертизе промышленной безопасности. Проведение экспертизы заключается в установлении соответствия технического состояния крана требованиям стандартов, норм и правил промышленной безопасности.
Для определения технического состояния крана проводится его техническое диагностирование, включающее в себя:
- обследование технического состояния металлоконструкций (м/к) крана, который, в свою очередь, включает в себя:
а) внешний осмотр несущих элементов м/к; б) проверку качества соединений элементов м/к (сварных, болтовых и др.); в) измерение остаточных деформаций балок, ферм и отдельных поврежденных элементов; г) оценку степени коррозии несущих элементов м/к.
- ультразвуковой контроль м/к и контроль др. методами неразрушающего контроля (при необходимости);
- проверку работоспособности механизмов;
- проверку состояния электрооборудования;
- проверку приборов и устройств безопасности;
- проверку состояния надземного кранового пути;
- составление ведомости дефектов;
- проведение статических и динамических испытаний.
Статические и динамические испытания должны выполняться в соответствии с указаниями, записанными в эксплуатационной документации, а при отсутствии этих указаний — в соответствии с ФНП комиссией с участием специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС эксплуатирующей организации.
Статические испытания проводятся грузом, масса которого на 25 % превышает его паспортную грузоподъемность, с целью проверки конструктивной пригодности крана и его сборочных единиц.
Динамические испытания проводятся грузом, масса которого на 10 % превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют целью проверку действия механизмов и тормозов крана.
Кран может быть подвергнут статическим и динамическим испытаниям только после устранения дефектов, обнаруженных комиссией, и перевода его в работоспособное состояние.
После реконструкции мостовые краны грузоподъемностью до 10 тонн включительно снимаются с учета и не подлежат регистрации в органах Ростехнадзора в соответствии с п. 148 ФНП.
Целесообразность
реконструкции
Перевод мостового крана на управление с пола является одним из наиболее востребованных видов реконструкции. При этом кран сохраняет заданные производителем технико-механические и эксплуатационные характеристики. Установка системы радиоуправления управления на кране позволяет сократить обслуживающий персонал. Если управление мостовыми кранами из кабины оператора предусматривает обязательное присутствие крановщика и стропальщика, то перевод мостового крана на радиоуправление дает возможность исключить крановщика из рабочего цикла, доверив выполнение его обязанностей любому обученному лицу. Дистанционное управление кранами является наиболее экономически целесообразным в связи с отсутствием необходимости использовать кабину крановщика, позволяет отказаться от системы обогрева, дополнительного освещения, вентиляции. Кран на радиоуправлении обеспечивает безопасность обслуживающего персонала: находясь на удалении, риск получить травму оператором практически сводится к нулю.
Перевод мостовых кранов на радиоуправление обеспечивает удобство работы, максимальную точность всех проводимых операций (захват, подъем, доставка груза)
По всем интересующим вопросам, возникшим в ходе чтения статьи, можно обратиться по следующим телефонам: (843) 295-78-63, (917) 911-79-29.