О некоторых изменениях природоохранного законодательства
Номер журнала:
Рубрика:
В 2014 году был принят ряд федеральных законов, вносящих изменения в природоохранное законодательство, включая:
- Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты...»;
- Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты...»;
- Федеральный закон от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс ...об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты ...в связи с уточнением полномочий государственных ... и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 361-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты...»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты ...и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)...»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 459-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс ... и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 533-ФЗ «О внесении изменений в статьи 49 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
В 2015 году экологическое законодательство продолжало развиваться. Были приняты следующие федеральные законы:
- Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 205-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 206-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации...»;
- Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологи ческих ресурсов»;
- Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве ...и внесении изменений в отдельные законодательные акты...»;
- Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты...»;
- Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 244-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес наиболее существенные и даже системные изменения в экологической сфере. В законную силу отдельные статьи вступят в силу до 2020 года включительно.
Принципиальные изменения в природоохранное законодательство содержатся в ст. 4.2. «Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» указанного закона, которая, по сути, создает основу для внедрения риск-ориентированных подходов в экологической безопасности. В статье определены четыре категории объектов по уровню воздействия на окружающую среду. Критерии отнесения объектов к соответствующим категориям определены в Постановлении Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», которое вступило в силу с 8 октября 2015 года.
Наилучшие доступные
технологии
С 1 января 2015 года по Федеральному закону № 219-ФЗ от 21 июля 2014 года вступила в силу ст. 28.1 «Наилучшие доступные технологии», в которой был определен новый вместо существовавшего до сих пор термин «наилучшие существующие технологии». Для предприятий, которые будут отнесены к I категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, важно обратить внимание на ряд стандартов серии «Наилучшие доступные технологии», которые действуют уже несколько лет. С 1 января 2015 года введен ряд национальных стандартов, которые были приняты в 2013 году и касаются внедрения наилучших доступных технологий в области обращения с отходами.
Производственный
контроль
В соответствии со ст. 67 Федерального закона № 219-ФЗ, которая вступила в силу с 1 января 2015 года, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, должны разрабатывать и утверждать программы производственного экологического контроля, осуществлять производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. При этом согласование порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами с федеральными органами в области обращения с отходами с 1 января 2015 года отменено. Однако требования к содержанию программы, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля должны быть определены уполномоченным федеральным органом с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Следует обратить внимание на то, что в 2015 году введены национальные стандарты, устанавливающие требования к осуществлению производственного экологического контроля.