Как гвардейцы возьмут под надзор и контроль энергетику
Номер журнала:
Рубрика:
Первый заместитель директора Федеральной службы — главнокомандующего войсками Национальной гвардии РФ генерал-полковник Сергей Меликов отметил, рассказывая о принятой структуре Росгвардии, что она будет состоять из центрального аппарата и семи округов, которым будут подчиняться территориальные органы внутри каждого субъекта федерации. «Сотрудники вневедомственной охраны и лицензионно-разрешительных отделов будут и в дальнейшем оказывать государственные услуги гражданам и организациям», — цитирует слова генерал-полковника информационное агентство ПОЛИТ.РУ.
Росгвардия будет сформирована к 2018 году. Общая численность ведомства будет насчитывать более 340 тысяч человек, а за самой Росгвардией надзор будет осуществлять военная прокуратура.
В соответствии с указом президента России Владимира Путина от 30 сентября 2016 года № 510 Росгвардия осуществляет контроль над обеспечением безопасности на объектах ТЭК, включая осуществление федерального государственного контроля (надзора) над обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Дополнительные
обязанности Росгвардии
1. Росгвардия организует и обеспечивает участие войск национальной гвардии в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности охраняемых войсками национальной гвардии объектов.
2. Нацгвардия организует и проводит государственную экспертизу проектной документации объектов капитального строительства (объектов обороны и безопасности и иных объектов, находящихся в ведении Росгвардии), результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой документации, проверку достоверности определения сметной стоимости указанных объектов.
В настоящее время уже определены правила осуществления нацгвардией федерального государственного контроля (надзора) над обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса Постановлением Правительства РФ от 20 октября 2016 года № 1067. Тем самым в отличие от ведомственных и вневедомственных структур МВД Росгвардия получила право проводить плановые, внеплановые, выездные и документарные проверки и выносить предписания в случае нарушений.
В целом положения Постановления № 1067 соответствуют положениям Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Рассмотрим некоторые положения постановления.
Организация проверок
В соответствии с постановлением Росгвардия осуществляет мероприятия по государственному контролю (надзору), которые включают в себя действия должностного лица ведомства по рассмотрению документов субъекта ТЭК, проверке объектов ТЭК на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности объектов ТЭК и антитеррористической защищенности объектов ТЭК в соответствии с Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Государственный контроль (надзор) осуществляется путем проведения документарных и выездных проверок, которые могут носить плановый и внеплановый характер.
Проверки могут осуществляться только должностным лицом Росгвардии или ее региональной структуры, который указан в предписании на проведение проверки или распоряжении руководителя (лица, его замещающего) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки.
Продолжительность проведения проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок ее проведения может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.
Плановая проверка в отношении объектов ТЭК проводится не чаще одного раза в год для объектов ТЭК высокой и средней категории опасности и одного раза в три года для объектов ТЭК низкой категории опасности, начиная с даты окончания предыдущей проверки.
Ежегодный план проведения плановых проверок разрабатывается и утверждается до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок. Информация об этом должна быть размещена в открытом доступе.
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
- истечение срока исполнения выданного предписания об устранении выявленных нарушений;
- поступление в орган государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти и органов местного самоуправления, из средств массовой информации, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности;
- распоряжение руководителя (лица, его замещающего) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданное в соответствии с поручениями и указаниями президента РФ, поручениями Правительства РФ.
О проведении внеплановой проверки субъект ТЭК или уполномоченный представитель субъекта ТЭК уведомляется органом государственного контроля (надзора) не позднее 24 часов до начала ее проведения, а в случае труднодоступности или большой удаленности объекта ТЭК — не позднее 48 часов до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя (лица, его замещающего) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт вручения такого уведомления.
В случае если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью людей, безопасности государства, повреждение или уничтожение имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества вследствие совершения акта незаконного вмешательства либо угрозы его совершения, органы государственного контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно.
Ограничения
при проведении проверки
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе:
- проверять выполнение требований обеспечения безопасности, если они не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют эти должностные лица;
- осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного представителя субъекта ТЭК, за исключением случаев необходимости проверки информации о причинении вреда жизни, здоровью людей, безопасности государства, повреждении или об уничтожении имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества вследствие совершения акта незаконного вмешательства либо угрозы его совершения, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом ТЭК требований обеспечения безопасности;
- требовать представления документов и информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
- превышать установленные сроки проведения проверки.
В случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом ТЭК требований обеспечения нацгвардейцы обязаны:
- выдать предписание об устранении выявленных нарушений;
- составить протокол об административном правонарушении за нарушения в порядке и по основаниям, которые предусмотрены КоАП РФ;
- принять меры по контролю над устранением выявленных нарушений.
Когда результаты проверок подлежат отмене?
При наличии грубых нарушений в действиях Росгвардии в ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий результаты проверок не могут являться доказательствами нарушения субъектом ТЭК требований обеспечения безопасности объектов ТЭК и подлежат отмене.
К грубым нарушениям, установленным Постановлением № 1067, относятся:
- нарушение срока уведомления о проведении проверки;
- отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;
- непредставление уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса акта проверки;
- проведение проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
- непредставление уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса копий документов, послуживших основанием для назначения проверки в соответствии с подпунктом «б» п. 19 правил, то есть связанных с обращением государственных органов, информации СМИ и иных источников о нарушениях угрожающих жизни, имуществу и национальной безопасности.
Отметим, что надзор над Росгвардией осуществляет Военная прокуратура.