История и причины появления специальной оценки условий труда
КУРЬЯНОВ Виктор Владимирович
генеральный директор ООО «ВиКо», член рабочей группы Общественной палаты РФ по вопросам охраны труда, промышленной и экологической безопасности, член комитета СРО «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» по работе с потребителями
Номер журнала:
Рубрика:
С 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года ФЗ-№ 426 «О специальной оценке условий труда» аттестация рабочих мест, которая существовала с 1986 года, была заменена на специальную оценку условий труда. Почему возникла необходимость замены аттестации рабочих мест на специальную оценку условий труда? В чем их отличие и сходство? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к системе пенсионного обеспечения граждан, существовавшей в Советском Союзе.
Первые пенсии по старости были установлены постановлением Наркома труда СССР от 5 января 1928 года для рабочих текстильной промышленности. Пенсионный возраст был определен для мужчин — 60, для женщин — 55 лет. Необходимый для назначения пенсий трудовой стаж устанавливался одинаковым и для мужнин, и женщин — не менее 25 лет. В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства, был установлен единый пенсионный возраст — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. В 1937 году установлены пенсии для всех городских рабочих и служащих.
После окончания Великой Отечественной войны досрочные пенсии по старости стали назначаться работникам наиболее важных отраслей народного хозяйства. Так, с 1947 года эти пенсии стали устанавливаться работникам угольной промышленности, включая работников, занятых на строительстве и восстановлении шахт, затем работникам черной металлургии.
Таким образом, был введен ведомственный принцип права на пенсию по старости на льготных условиях. В соответствии с этим принципом учитывалась не степень воздействия неблагоприятных условий труда на организм, а ведомственная принадлежность.
Новый этап развития системы государственного пенсионного обеспечения начался 14 июля 1956 года, когда был принят Закон СССР «О государственных пенсиях». Закон регулировал размер пенсии по старости, отменил выплату пенсии по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличил размеры назначаемой пенсии. В 1964 году был принят закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов», который предусматривал с 1965 года выход на пенсию для колхозников: для женщин — с 60, для мужчин — с 65 лет. С 1968 года колхозники получили право выхода на пенсию с того же возраста, что и рабочие и служащие.
Списки № 1 и № 2
В соответствии с Законом «О государственных пенсиях» Совет Министров СССР принял Постановление от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».
Список № 1. «Список производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».
Список № 2. «Список производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».
В связи с тем, что появились новые отрасли промышленности, производства, где выполнялись вредные и тяжелые работы, в указанные списки неоднократно вносились изменения. Новые списки были утверждены Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 года. На территории РФ они действуют c дополнениями и изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года № 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет». Данные списки действуют до настоящего времени.
Льготные пенсии — отечественный феномен, подобной практики нет ни в одной стране мира. У нас же право на них распространяется более чем на 1700 наименований профессий и должностей или на каждого пятого работника промышленности, а в металлургии, электроэнергетике, химии, угольной промышленности — по меньшей мере на половину производственного персонала.
Порочность системы льготных пенсий состоит в том, что она не позволяет объективно оценить затраты на воспроизводство рабочей силы на уровне предприятий, не побуждает работодателей совершенствовать условия и охрану труда.
И, наконец, система льготного пенсионного обеспечения в таком виде могла функционировать только в социалистической системе при широко развитых общественных фондах потребления и перераспределения. В экономике с развитыми рыночными отношениями, в основе которых лежат принципы индивидуальной ответственности работодателей за утрату трудоспособности наемных работников, а также равенство прав на пенсионное обеспечение и обязанностей по уплате пенсионных страховых взносов, применение действующей в России системы льготного пенсионного обеспечения попросту невозможно.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы
Распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 года № 2524-р была утверждена «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ». Основными принципами преобразования системы досрочных пенсий являются сохранение системы социальных гарантий работникам, занятым на производствах с особыми условиями труда, поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, недопустимость произвольных изменений в законодательстве РФ, а также установление переходного периода в целях адаптации граждан к новым условиям пенсионного обеспечения.
Действующая в настоящее время система установления досрочных пенсий, созданная в период существования СССР, не соответствует современным условиям рыночной экономики и, кроме того, социально несправедлива.
Сложившаяся ситуация не способствует заинтересованности работодателей в улучшении условий и повышении безопасности труда, а также в развитии системы профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Право на получение этих пенсий предоставляется независимо от фактических условий труда, показателей здоровья и сохранения трудоспособности работников.
В целях стимулирования работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда в связи с занятостью работников на отдельных видах работ, для улучшения условий труда и оптимизации таких рабочих мест, создания сбалансированной и справедливой пенсионной системы предлагается установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Для адаптации страхователей к изменению страховой нагрузки предусматривается поэтапное установление дополнительного тарифа страховых взносов:
- в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных списком № 1 на 2013 год, — 4 %, на 2014 год — 6 %, на 2015 год — 9 %;
- в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных списком № 2 на 2013 год, — 2 %, на 2014 год — 4 %, на 2015 год — 6 %.
При этом предлагается по результатам специальной оценки условий труда освобождать соответствующих работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам. В этом случае работники будут формировать пенсионные права на общих основаниях.
Таким образом, основной причиной появления специальной оценки условий труда явилась процедура установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также стимулирование работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда к улучшению условий труда и оптимизации таких рабочих мест.