Безответственность чиновников и бизнеса порождает основные риски в России
ФИЛИППОВА Мария Валерьевна
заместитель директора Центра экстренной психологической помощи МЧС России
Номер журнала:
Рубрика:
Экстренная психологическая помощь, оценка противовзрывной устойчивости зданий, особенность применения технических средств управления и надзора на дорогах, утилизация отработанных ГСМ — все эти вопросы обсуждались на III Международной научно-практической конференции «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности настоящее и будущее в рамках форума «Безопасность и связь». Мероприятие состоялось в г. Казани.
В ходе конференции работало пять секций: «Общественная безопасность», «Безопасность жизнедеятельности на дорогах», «Защита человека и общества от чрезвычайных ситуаций на современном этапе», «Здоровье как общественно благо» и «Экологическая безопасность». В ходе их работы ученые, государственные чиновники и представители предприятий представили реализованные проекты, направленные на повышение безопасной жизнедеятельности во всех сферах жизни.
Секцию «Защита человека и общества от чрезвычайных ситуаций на современном этапе» открыл и вел министр по делам ГО и ЧС Республики Татарстан — начальник ГУ МЧС России по Республике Татарстан Хабибуллин Рафис Завдатович. Он отметил, что представленные доклады имеют не только научное, но и практическое значение.
Экстренная психологическая помощь
В частности, организация экстренной психологической помощи, о которой рассказала Филиппова Мария Валерьевна, заместитель директора Центра экстренной психологической помощи МЧС России, уже зарекомендовала себя как эффективный инструмент при ликвидации ЧС. «В Абударе до прибытия психологов практически невозможно было работать. Когда они начали выполнять свою работу, мы смогли перейти к своим непосредственным обязанностям. Психологи делают даже более тяжелую работу, чем спасатели», — отметил Хабибуллин Рафис Завдатович.
«Экстренная психологическая помощь называется экстренной, потому что она оказывается сразу после ЧС. Это шло вразрез с западным подходом, имеющим место в США, Европе, где считается, что непосредственно после ЧС люди нуждаются в удовлетворении текущих нужд, а психологи включаются уже позже в профессиональных кабинетах», — рассказала о методах и технологиях экстренной психологической помощи Филиппова Мария Валерьевна.
При этом экстренная психологическая помощь необходима не только пострадавшим, но и специалистам спасательных служб.
Ударная волна
Серьезной проблемой является адекватная оценка воздействия разрушительных явлений на объекты защиты, в частности, ударной волны на конструкцию зданий и сооружений. При этом, с одной стороны, — это проблема безопасности, а с другой — экономическая. Эти аспекты были представлены в докладе Рыбакова Анатолия Валерьевича, старшего научного сотрудника Академии гражданской защиты МЧС России «Оценка воздействия ударной волны на конструкцию зданий и сооружений».
«Мы видим ситуацию со сжатым газом. Существуют проблемы в экспертизе промышленной безопасности и декларации промбезопасности взрывоопасных объектов, выявляются ошибки и типичные трудности, связанные с расчетом взрывных процессов. И возникает необходимость совершенствования математического аппарата и проведения расчетов. Для чего это? Для того чтобы устранить существующие просчеты, приводящие к завышению требований по расстоянию размещения производственных объектов от взрывоопасных объектов и т.д. В настоящее время используются методики для расчета параметров ударной волны. Например, завышаются радиусы зон поражения компрессорных станций. Приходится перестраивать их, менять месторасположения щита управления, выносить его за пределы возможных разрушений. В результате, проанализировав методики, мы пришли к выводу: они действительно не учитывают некоторых эффектов, которые имеют большое значение», — отметил Рыбаков Анатолий Валерьевич.
Независимая оценка пожарных рисков
Интерес участников вызвал доклад начальника учебно-научного комплекса гражданской защиты Академии противопожарной службы МЧС России Калайдова Александра Николаевича «Легитимность независимой оценки пожарного риска». «Она нелегитимна», — пришел к выводу докладчик. «Статья 3 ФЗ о техническом регулировании определяет десять принципов ФР. Самый последний из них говорит о недопустимости внебюджетного финансирования государственного надзора и контроля за соблюдением требований технических регламентов. Отсюда можно сделать вывод о том, что независимая оценка пожарного риска является нелегитимной».
Повышение живучести предприятий нефтехимической отрасли
Комплексный подход к снижению рисков продемонстрирован в работе «К вопросу о повышении живучести предприятий в процессе модернизации производственного потенциала нефтехимического комплекса Республики Татарстан». Доклад представлен доцентом кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности Казанского национального исследовательского университета Поникаровой Анной Сергеевной.
Работа, проведенная при поддержке ГУ МЧС по Республике Татарстан, имеет серьезное практическое значения. Предприятия реального сектора экономики республики, участвовавшие в работе, смогли серьезно поднять свой общий уровень живучести на случай ЧС. «В связи с инновационным развитием возникают новые риски, которые отличаются от определенных до сих пор. Это замедляет реализацию инновационных проектов. Они требуют внедрения новых систем управления», — отметила Анна Сергеевна Поникарова, — любое предприятие должно стремиться к самосохранению. Мы определили, что живучесть предприятий определяется блоком рисков и способностью управления ими. В процессе модернизации, в результате несогласованности может снизиться уровень живучести хозяйствующего субъекта».
Чтобы этого не произошло в процессе работы, предложены технологии модернизации системы управления предприятиями с учетом инновационной деятельности и деятельности по модернизации. «Мы провели оценку инновационного развития предприятий. Если организация внедряет высокоинновационные проекты, у них уровень безопасности растет. Наша методика позволяет оптимизировать процесс повышения уровня безопасности на предприятиях», — сказала Анна Сергеевна Поникарова.
Мега-катастрофы: что грозит миру и России до 2040 года
Футуристическо-апокалипси-ческий прогноз, наполненный техногенными катастрофами и катастрофами природного характера, озвучила Светлана Евгеньевна Байда, начальник отдела методов анализа поиска Всероссийского НИИ по проблемам ГО и ЧС (Федерального центра науки и высоких технологий).
«Для Российской Федерации наибольшую угрозу имеет низкий уровень ответственности государственных чиновник за принимаемые решения и передача своих функций в коммерческие структуры. А их целью, как прописано в их уставах, является получение прибыли. Это приводит к тому, что интересы государства, общества не только не учитываются, но и противоречат им. А новые хозяева бывших государственных предприятий, заинтересованы в максимальном получении прибыли и в самые короткие сроки. Поэтому они не занимаются модернизацией и обновлением производственного оборудования, привлекают рабочих с низкой квалификацией, отказываются от социального обустройства рабочих. Все это инициирует локальные очаги социальной нестабильности, особенно в промышленных моногородах и поселках, а также закладывает будущие техногенные аварии и катастрофы», — отметила Байда Светлана Евгеньевна.
«Вся наука прикладная», — говорил английский физик Джордж Портер. Другой вопрос — каковы сроки, чтобы научные идеи разработки нашли свою реализацию? В науке о предупреждении и ликвидации ЧС, а можно уже с полным правом говорить о том, что это отдельное направление научной деятельности, все разработки прикладные. И за многие из них пришлось заплатить очень высокую цену. С некоторыми материалами конференции, которые могут оказаться полезными в хозяйственной деятельности, мы познакоми читателей журнала «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда» в наших следующих номерах.