Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Минприроды РФ о порядке платы за НВОС за 2019 год

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Ведомство напомнило, что 01.03.2020 г. истекает срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 отчетный год. 10.03.2020 г. истекает срок подачи декларации о плате.
Контроль над правильностью исчисления платы, проверка деклараций о плате осуществляются Росприроднадзором и его территориальными органами.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Платежная база и ставки платы

Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату само-стоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
При определении платежной базы учитывается объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов (лимитов на выбросы), временно разрешенных сбросов (лимитов на сбросы), превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Размер платы, подлежащей внесению в бюджет, определяется в соответствии с Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее — Правила).
Ставки платы утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» и от 29.06.2018 г. № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
За отчетный период 2019 г. к ставкам платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов (за исключением ставки платы за размещение твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные), применяется дополнительный коэффициент 1,04.
Дополнительные коэффициенты, применяемые при исчислении платы за 2019 отчетный год, установлены п. 8 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также пп. 3, 6, 6.1 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. 
Исключение составляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, имеющие соответствующее свидетельство о постановке на государственный учет как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в качестве объекта IV категории.
Таким образом, исходя из указанной нормы Закона № 7-ФЗ, лицам, осуществляющим деятельность одновременно на объектах I, и (или) II, и (или) III, и IV категории, необходимо вносить плату по всем эксплуатируемым объектам, включая объекты IV категории. 

Коэффициенты

С 01.01.2016 г. до 31.12.2019 г. в соответствии с п. 8 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам платы применяются в том числе коэффициенты:
- коэффициент 1 — за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
- коэффициент 1 — за объем или массу размещенных отходов производства и потребления в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
- коэффициент 5 — за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов на период реализации плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;
- коэффициент 5 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
- коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Следует отметить, что для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории:
- не оформляется комплексное экологическое разрешение;
- не представляется декларация о воздействии на окружающую среду;
- не устанавливаются нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), технологические нормативы;
- не разрабатываются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
- не представляется отчетность об объемах (массе) оказанного негативного воздействия на окружающую среду (выбросы, сбросы, отходы) в составе отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля.
Исходя из изложенного, по мнению Минприроды России, в указанном случае оснований для применения к ставкам платы указанных коэффициентов не имеется.

Учет отходов и плата за их размещение

При этом следует учитывать, что нормой п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) определено требование к ведению в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок). 
Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются в том числе при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) (п. 3 Порядка).
Также необходимо отметить, что в силу ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Одновременно необходимо отметить, что положения Порядка и требования об осуществлении производственного экологического контроля и проведении инвентаризации стационарных источников распространяют свое действие на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, независимо от категорий объектов, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность.
Таким образом, в указанном случае платежную базу по объектам IV категории целесообразно определять как объем или массу выбросов загрязняющих веществ (по данным инвентаризации стационарных источников) и как объем или массу размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления по данным учета в области обращения с отходами без применения к ставкам платы повышающих коэффициентов 5 или 25.
За размещение отходов в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ и пп. 4, 5 ст. 23 Закона № 89-ФЗ платят: 
- в отношении отходов  производства — юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (за исключением твердых коммунальных отходов); 
- в отношении твердых коммунальных отходов — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
В случае если в субъекте Российской Федерации региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отсутствует, плату вносит оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов), осуществляющий размещение твердых коммунальных отходов.
Следует отметить, что постановка на государственный учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объектов, не соответствующих ни одной из категорий объектов НВОС (не подпадающих под Критерии определения категории объекта НВОС, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 г. № 1029, на которых образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия (выбросы, сбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные объекты), и уровень оказываемого негативного воздействия на окружающую среду которых ниже IV категории), действующим законодательством не предусмотрена. Однако Закон № 7-ФЗ не содержит норм, освобождающих таких лиц от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом вышеуказанных норм абзаца второго п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ и пп. 4, 5 ст. 23 Закона № 89-ФЗ платежную базу по объектам, не подлежащим постановке на учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в отношении отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, целесообразно определять как объем или массу размещенных в отчетном периоде отходов (не относящихся к твердым коммунальным отходам) по данным учета в области обращения с отходами без применения к ставкам платы повышающего коэффициента 5.

Декларация о плате 

Плательщики подают декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, Порядок представления которой и форма утверждены приказом Минприроды России от 09.01.2017 г. № 3.
Особенности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, установлены:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012  г. № 1148;
- приказом Минприроды России от 05.08.2013 г. № 274 «Об утверждении инструктивно-методических указаний по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа»;
- приказом Минприроды России от 09.01.2017 г. № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 г. № 1904 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 г. № 255» Министерством подготовлены изменения в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Соответствующий приказ Минприроды России в настоящее время проходит государственную регистрацию в Минюсте России (с текстом новой редакции декларации о плате можно ознакомиться, перей-дя по ссылке:  http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/plata_za_negativnoe_vozdeystvi...).
В настоящее время Минприроды России подготовлены проекты изменений в Правила (с проектом акта можно ознакомится по ссылке http://regulation.gov.ru/p/84452), а также в форму декларации о плате (проект акта в ближайшее время будет размещен по ссылке http://regulation.gov.ru/p/84452), учитывающие изменения в вопросах взимания авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 № 450-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Планируется, что соответствующие акты будут утверждены и будут распространять свое действие на рассматриваемые правоотношения, начиная с 2020 отчетного года.

При подготовке материала использована информация сайта mnr.gov.ru. 

Все статьи рубрики