МЧС России: наступил Год предупреждения
Зиничев Евгений Николаевич
министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, генерал-полковник
Номер журнала:
Рубрика:
Глава МЧС России Евгений Зиничев отметил, что МЧС России предстоит реализация государственной политики РФ в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 г., а также исполнение поручений президента и Правительства РФ, и прежде всего это — совершенствование нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В 2019 г. изменения коснутся и государственного надзора. Приоритетными станут профилактические мероприятия, к проведению которых планируется активно привлекать граждан, общественные объединения и другие некоммерческие организации, продолжится активное внедрение современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Министр также отдельно обозначил ключевые задачи по повышению готовности органов управления и сил РСЧС к реагированию на чрезвычайные ситуации и адаптацию и технологий спасения к региональным и технологическим особенностям.
В 2018 г. при пожарах, авариях, катастрофах и чрезвычайных ситуациях спасены более 248 тыс. человек.
Система реагирования
Замминистра МЧС Павел Барышев в своем выступлении проинформировал, что единая система реагирования включает в себя 85 территориальных и 1599 местных пожарно-спасательных гарнизонов. Состав группировки гарнизонов насчитывает более 26 тыс. подразделений различных видов численностью свыше 400 тыс. человек, на вооружении которой находится более 60 тыс. единиц пожарной и аварийно-спасательной техники.
Указанная группировка обеспечивает прикрытие 96 % населенных пунктов РФ, в которых проживает 98 % населения, а также объектов экономики, в том числе 100 % объектов, критически важных для национальной безопасности страны.
В 2018 г. введен в опытную эксплуатацию второй совместный МЧС России и Роскосмоса центр приема и обработки космической информации в Арктической зоне, расположенный в г. Дудинка. К 2020 г. планируется создание аналогичного центра в Анадыре.
В 2018 г. было зарегистрировано 264 чрезвычайные ситуации, 131 690 техногенных пожаров, 3787 происшествий на водных объектах, совершено 112 973 выезда на ликвидацию последствий ДТП.
Единое информационное пространство
Докладывая об итогах 2018 г., врио заместителя министра Виктор Яцуценко отметил, что МЧС России была начата работа по созданию единого информационного пространства министерств и ведомств в области защиты населения и территорий от ЧС.
В ближайшее время и МЧС России, и федеральные органы исполнительной власти будут использовать цифровые топографические карты для моделирования последствий ЧС. Это позволит повысить оперативность и степень точности их прогнозирования. Также предстоит перейти к автоматизированному ведению базы паспортов территорий и объектов.
Безопасность дорожного движения
Среди основных результатов 2018 г. статс-секретарь — заместитель министра Алексей Серко назвал меры для повышения безопасности дорожного движения. МЧС России инициировало указ президента РФ, согласно которому с 2019 г. запрещена установка спецсигналов и нанесение специальных цветографических схем на легковые автомобили аварийно-спасательных служб (формирований), не входящих в систему МЧС России. Разрешения на установку спецсигналов на другие транспортные средства аварийно-спасательных служб будут выдаваться только по согласованию с МЧС России.
Новое в гражданской обороне
5 февраля текущего года на пленарном заседании Госдумы принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне». Документ призван реализовывать госполитику в области гражданской обороны на период до 2030 г., развивая системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения не только в военное, но в мирное время. Данный закон направлен на повышение уровня защиты населения при различных чрезвычайных ситуациях, предусматривает снятие избыточной нагрузки для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности. Они будут освобождены от обязанности создавать и поддерживать в состоянии готовности штатные аварийно-спасательные формирования. Также законопроект предусматривает возможность для организаций, нефункционирующих в военное время и неимеющих мобилизационное задание, привлекать для проведения аварийно-спасательных работ профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования на договорной основе.
Реорганизация управления
А. Серко рассказал, что в текущем году МЧС полностью перешло на новую систему управления. Ликвидированы региональные центры, а также входящие в их структуры ЦУКСЫ. Завершается работа по созданию единой структуры МЧС как на федеральном уровне, так и региональном. Реорганизация направлена на сокращение количества излишних вспомогательных структур и упразднение должностей руководящего состава. Также утверждены составы коллегии МЧС России, военного совета спасательных формирований МЧС России.
Снаряжение и техника
Замминистра Николай Гречушкин назвал в качестве основных задач для территориальных органов первоочередное обеспечение сотрудников, задействованных в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, боевой одеждой, экипировкой, снаряжением и средствами индивидуальной защиты. «Необходимо обеспечить социальную защиту и создать комфортные условия для несения службы сотрудников, а также организовать работу по перераспределению техники, выведенной из боевых расчетов, между подразделениями МЧС России и передаче ее в субъекты Российской Федерации», — сказал Н. Гречушкин.
Новая категория риска
«В 2019 г. продолжится совершенствование надзорной деятельности», — сообщил заместитель министра Игорь Кобзев. Министерством разработаны проекты законодательных и нормативных правовых актов, которыми предусматривается введение в риск-ориентированную модель шестой категории риска — «чрезвычайно высокий риск». К ней будут отнесены объекты образовательной деятельности, социальных услуг, детские лагеря и иные объекты с массовым пребыванием людей. Кроме того, нововведения коснутся аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации в области пожарной безопасности. Вводится ответственность экспертов в форме лишения квалификационного аттестата и исключения из реестра.
Пожарный надзор
Будет создан нормативно–технический совет центрального аппарата, который станет рассматривать специальные технические условия по пожарной безопасности для уникальных объектов непосредственно с привлечением специалистов ВНИИПО, АГПС МЧС России, а также общественных организаций.
В порядке исполнения поручений Правительства надзорными органами Министерства проведены проверки объектов летнего отдыха детей, объектов проведения выборов президента Российской Федерации, а также объектов, задействованных в проведении новогодних праздников с массовым пребыванием детей. Благодаря проведенной работе, чрезвычайных ситуаций и гибели людей при проведении этих мероприятий не допущено.
Проведены масштабные внеплановые проверки торговых и развлекательных центров, а также других объектов с массовым пребыванием людей. Предпринятый комплекс мер позволил выявить и устранить более 145 тыс. нарушений на объектах указанных категорий.
Утверждены формы проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности.
С 01.01.2019 г. МЧС России кардинально изменило подходы к учету пожаров и их последствий. Исключено понятие «загорание», то есть все случаи неконтролируемого горения впредь учитываются как пожары, что позволяет адекватно оценивать обстановку с пожарами на территории Российской Федерации.
Запланировано поэтапное увеличении численности надзорных органов до минимально необходимой в количестве 15,5 тыс. человек. В I квартале 2019 г. планируется увеличение на 2,3 тыс. человек.
Законотворчество
МЧС России подготовило изменения в отдельные положения Федерального закона от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроектом предлагается внести изменения и установить предельный возраст для поступления на службу в ФПС ГПС — 37 лет. Данное изменение позволит при достижении предельного возраста пребывания на службе сотрудниками в 50 лет назначать им пенсию по выслуге лет по «смешанному стажу» — при наличии выслуги в 12,5 лет в ФПС ГПС и 12,5 лет стажа работы до поступления на службу.
Законопроектом также предлагается включить в ст. 17 отдельную часть, наделяющую федеральный орган исполнительной власти в области пожарной безопасности правами по разработке порядка поручительства должностных лиц ФПС ГПС при назначении на должности сотрудников ФПС ГПС, а также по определению перечня должностей сотрудников, при назначении на которые необходимо данное поручительство. Предлагается конкретизировать положения, касающиеся аттестации сотрудников ФПС ГПС в случае их увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, присвоения им специальных званий при переводе на последний курс обучения в образовательной организации высшего образования, предоставления отпусков.
По мнению Министерства изменения позволят повысить социальный статус сотрудников, ликвидировать правовые пробелы и будут способствовать выработке унифицированных правовых подходов к обустройству службы.