Андрей Цибизов: «Предприятия Башкортостана, применяющие мировой опыт, мобильнее перейдут к новой системе охраны труда»
ЦИБИЗОВ Андрей Михайлович
руководитель Государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда в Республике Башкортостан
Номер журнала:
Рубрика:
В своем интервью глава Инспекции дал оценку тому, какие барьеры сдерживают запланированную модернизацию и создают ограничители для инновационного управления профессиональными рисками.
- Андрей Михайлович, Государственная инспекция труда решает стратегические задачи — контроля за соблюдением трудового законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. По сути, Инспекция обладает масштабным инструментом, позволяющим минимизировать профессиональные риски, факты нарушения трудовых прав. Как в настоящее время Вы можете оценить ситуацию, связанную с соблюдением трудового законодательства на предприятиях Республики Башкортостан?
- Да, наверное, Вы правы — законодательством Роструду предоставлены значительные полномочия по надзору и контролю за соблюдением трудовых прав работников. И есть достаточно мощные рычаги воздействия на нерадивых работодателей в виде штрафов, отстранения от работы, запрещения использования некачественных средств защиты и приостановления деятельности оборудования и производственных подразделений. Задача инспекций — глубоко и всесторонне проанализировать деятельность того или иного предприятия и принять исчерпывающие меры по понуждению работодателей к исполнению законодательства о труде. Перечень требований изложен в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Если говорить о ситуации с соблюдением трудового законодательства в нашей республике, то анализ результатов проверок, проведенных в 2012 году показывает, что нормы трудового права нарушаются значительным числом работодателей.
К сожалению, есть ряд моментов, которые снижают эффективность и результативность работы Инспекции. Это, например, новеллы законодательства, ограничивающие частоту, сроки проведения проверок. Кроме того, во исполнение Указа Президента РФ от 31 декабря 2010 года № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов», соответствующего постановления Правительства РФ от 28 января 2011 года № 39, по структуре Роструда проходит сокращение численности персонала. Всего за 3 года (2011-2013 гг.) штатная численность государственной инспекции труда сокращена на 15 %. И это не может не беспокоить. Необходимо отметить, что положения ратифицированной в Российской Федерации конвенции МОТ № 81 устанавливают, что «предприятия инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений», а число инспекторов труда должно быть достаточным для обеспечения эффективного осуществления функций.
Вместе с тем, с учетом реализуемых в настоящее время функций и полномочий установленная численность государственных инспекторов труда фактически позволяет провести плановые надзорные мероприятия в отношении одного работодателя с периодичностью в среднем не чаще, чем один раз в 26 лет, тогда как мировой опыт работы инспекций труда свидетельствует, что в целях обеспечения эффективного надзора, предупреждения нарушений и защиты прав работников плановые мероприятия должны проводиться не реже, чем через пять лет.
Сегодняшнее несоответствие численности государственных инспекторов труда международным нормам и особенно — дальнейшее их сокращение, существенно снизит уровень реализации предоставляемых государством гарантий работникам в сфере защиты их трудовых и связанных с ними прав.
- На заседании коллегии Федеральной службы по труду и занятости, где были подведены итоги работы за 2012 год, специалисты Роструда актуализировали значимую проблему — неготовности работодателей инвестировать в охрану труда. Сегодня руководство большого числа предприятий вкладывает ресурсы в безопасность по остаточному принципу. Этот факт повышает профессиональные риски. Насколько проблема актуальна для республики, и каковы, на Ваш взгляд, механизмы ее решения?
- Статья 226 Трудового кодекса гласит, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 % от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Наши проверки показывают, что, как правило, затраты на охрану труда превышают установленный уровень. Это объясняется тем, что установленная в законе величина столь мала, что работодатели легко перекрывают ее. На мой взгляд, чтобы кардинально повлиять на уровень безопасности, этот норматив должен быть значительно выше, например – 1 %-1,5 % от суммы затрат на производство продукции.
- Андрей Михайлович, за последнее время надзорными структурами неоднократно ставилась важная задача: переход предприятий от компенсационной модели охраны труда к системе управления профессиональными рисками. Насколько динамично она решается?
- Государство меняет действующую модель охраны труда, осуществляет переход от компенсационной модели к системе управления профессиональными рисками. Цель — реализовать предупредительные меры, позволяющие сохранить здоровье работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда. Главной задачей работодателей становятся выявление и оценка рисков, профилактика производственного травматизма, улучшение условий работы. По определению Трудового кодекса, профессиональный риск — это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных или опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору. Впоследствии с принятием ряда подзаконных нормативных актов, определяющих порядок оценки рисков и их управления, для каждого предприятия будет определен индивидуальный профессиональный риск, и должна быть внедрена система управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте. Несколько документов в этом направлении уже приняты, например, Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки», РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов», ГОСТ Р 51897-2002 «Менеджмент риска. Термины и определения», ГОСТ Р 51898-2002 «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты».
Насколько трудно будет российским работодателям перейти к системе управления профессиональными рисками? Полагаем, что предприятиям, которые используют современные технологии, и у которых охрана труда основана на международном опыте управления профессиональными рисками, трудностей не возникнет. Они готовы к нововведениям. Сложнее придется тем, у кого производство и охрана труда выстроены по устаревшим технологиям. Таким предприятиям предстоит улучшить качество рабочих мест, озаботиться формированием эффективной и современной службы охраны труда, научиться работать в системе управления профессиональными рисками и обучить своих сотрудников системному подходу к обеспечению безопасных условий труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда — основной инструмент в системе управления профессиональными рисками. Это инструмент, который позволяет выявлять вредные факторы, влияющие на конкретного работника. Без информации об условиях труда нельзя построить грамотной системы управления рисками.
- Особенно хотелось бы осветить такой проблемный вопрос, как возникновение инцидентов и несчастных случаев на производственных площадках предприятий. Во многих регионах наблюдается рост числа несчастных случаев на производстве, причем эта тенденция сохраняется в «перманентном режиме». Какая статистика характерна для предприятий Республики Башкортостан?
- Оперативные сведения о состоянии производственного травматизма с тяжелыми последствиями свидетельствуют, что в 2012 году в хозяйствующих субъектах Республики Башкортостан общее количество несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями (групповых, с тяжелым и смертельным исходом) снизилось по сравнению с 2011 годом на 12,4 % и составило 276 несчастных случаев (2011 год — 315).
По оперативным данным о происшедших групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаях, признанных связанными с производством, и пострадавших со смертельным исходом в Республике Башкортостан за 2012 год (на 10 января 2013 года) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 33 человека (15 %) снизилось число пострадавших с тяжелым исходом (188 против 221). Наблюдается снижение количества групповых несчастных случаев (43 против 47). Однако на четыре человека возросло число погибших в них работников (показатель составляет 22 человека). Не произошло существенного снижения показателей смертельного травматизма: число погибших работников стало меньше лишь на 2 и составляет 86 человек.
Анализ типологии происшедших в 2012 году в организациях Республики Башкортостан несчастных случаев с тяжелыми последствиями свидетельствует, что практически каждый третий работник пострадал (получил тяжелую травму либо погиб) в результате падения с высоты; а каждый четвертый — в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин. На долю несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших с работниками в результате дорожно-транспортных происшествий приходится более 21 %, а в результате падения, обрушения, обвалов предметов, материалов, земли — более 8 %.
В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших в Республике Башкортостан в 2012 году, свыше 70 % занимают типичные причины организационного характера, такие как неудовлетворительная организация производства работ, нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда, недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда и др. Так, только по причине неудовлетворительной организации производства работ произошел практически каждый четвертый несчастный случай на производстве с тяжелыми последствиями.
- Андрей Михайлович, какие направления деятельности являются на сегодняшний день ключевыми в общей политике развития Инспекции?
- Еще раз подчеркнем, что основная задача Инспекции — глубокий и всеобъемлющий анализ работы предприятий в части соблюдения требований трудового законодательства, и, кроме того, внедрение эффективных, системных мер, понуждающих работодателей к исполнению норм трудового права. Это ключевая составляющая стратегии Инспекции, поскольку ориентир на реализацию данных принципов способствует тому, чтобы стимулировать предприятия к соблюдению комплекса действующих регламентов, а также к развитию политики социальной ответственности.