Метеозависимые: природный фактор не должен стать для регионов оправданием паводкового коллапса
ПУЧКОВ Владимир Андреевич
министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Номер журнала:
Рубрика:
Борьбу с паводковыми рисками можно назвать трансграничной проблемой, имея ввиду ее актуальность практически для всех регионов России. С оптимизмом подходить к «паводковому вопросу», и это тоже фактор, общий для регионов, не позволяет опыт прошлых лет — слишком высока вероятность опасности, которую может представить паводковый период для населения и экономики.
Учитывая существующие риски, регионы развертывают серьезные программы, способствующие безаварийному пропуску паводковых вод. Также, принимая во внимание реальную возможность возникновения ЧС, инвестируют мероприятия, повышающие готовность сил и средств к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Учитывая существующие риски, регионы развертывают серьезные прог-раммы, способствующие безаварийному пропуску паводковых вод. Также, принимая во внимание реальную возможность возникновения ЧС, инвестируют мероприятия, повышающие готовность сил и средств к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций. С оптимизмом подходить к «паводковому вопросу» не позволяет опыт прошлых лет — слишком высока вероятность опасности, которую может представить паводковый период для населения и экономики.
Тот алгоритм, который применяют территории для снижения паводковой опасности, можно назвать двухступенчатым. С одной стороны, совершенствуется мониторинг паводковых рисков. Эта работа предполагает, как правило, внедрение новых моделей прогнозирования паводковой опасности, наращивание сети водомерных постов, их оснащение современным оборудованием, позволяющим производить съемку и передачу параметров в реальном времени. С другой стороны, делается все возможное для того, чтобы обеспечивать паводковостойкость (иными словами — снижение уязвимости) возможных объектов воздействия.
Основываясь на этих двух направлениях деятельности, регионы должны снижать ущерб и потери от паводков, решая определенные задачи. На стадии подготовки к паводкам следует своевременно спрогнозировать место, время и мощность ожидаемых паводков в долгосрочном, среднесрочном и краткосрочном режимах времени. Кроме того, важно оценивать паводковостойкость возможных объектов воздействия: в первую очередь зданий и сооружений (плотин, мостов, трубопроводов, ЛЭП, дорог и других объектов). Эта задача связана с оценкой уязвимости возможных объектов воздействия паводка, возможных потерь и ущерба при известных прогнозируемых параметрах паводков во всех режимах прогнозирования.
На стадии возникновения паводков от специализированных подразделений также требуется выполнение ряда мер. Прежде всего, необходима своевременная оценка возможных потерь и ущербов, определение рациональных сценариев реагирования. Не менее значимым мероприятием является оценка уязвимости объектов (зданий и сооружений) после первичного воздействия паводков.
Существует ряд факторов, которые в существенной степени снижают безопасность прохождения паводкового периода. Причем эти факторы, скорее, искусственные — они создаются самими регионами из-за нерешенности значимых проблем. К таким аспектам, затрудняющим безопасное прохождение паводка, относится, например, наличие бесхозяинных гидротехнических сооружений, неготовность систем ливневой канализации к приему талых вод. Сюда же следует отнести негативные факты сваливания снега в подмостовые пространства, что может стать причиной подтопления автодорог, образования заторов около мостов. Помимо прочего, ситуацию может усугубить неэффективный контроль за опасными объектами, находящимися в зоне паводковых рисков, такими, в частности, как магистральные трубопроводы.
Оценивая практику управления паводковой ситуацией, которая сложилась в регионах России, и анализируя возможность обеспечения безопасности в этот период, можно сказать следующее. Форс-мажорные обстоятельства, касающиеся природных явлений, могут внести серьезные коррективы в модель управления паводковыми рисками. Однако это не отменяет обязанность регионов применять все возможные ресурсы для предотвращения возможных инцидентов, в том числе крупномасштабных.