Новый тренд в генерации: лучше строить новые объекты, чем модернизировать старые
НОВАК Александр Валентинович
министр энергетики Российской Федерации
Номер журнала:
Рубрика:
Установленная мощность электростанций единой энергосистемы России на начало 2012 года составила 218 ГВт. В 2011 году в РФ было произведено 1 трлн 40 млрд кВт•ч электроэнергии, что выше, чем в 2010 году, на 1,1 %. «При этом отрасль характеризуется высокой степенью износа основного оборудования», — отметил» Министр энергетики РФ А.В. Новак. Значительная часть этого оборудования выработала свой установленный ресурс и должна быть выведена и заменена в ближайшие 20 лет. 74 % теплоэлектростанций введено в эксплуатацию более 30 лет назад, из них более 50 лет назад — 22 % и более половины электросетевого оборудования старше 30 лет. «Такое состояние приводит к относительно низкой эффективности работы системы и снижающейся надежности обслуживания потребителей», — подчеркнул глава Минэнерго России. При этом показатели количества и продолжительности отключений на потребителя в РФ в 10 раз выше аналогичных показателей в европейских странах. По словам Министра энергетики РФ А.В. Новака, аналогичная ситуация наблюдается с эффективностью работы оборудования. Удельные показатели расхода топлива более чем на 20 % превышают аналогичные показатели развитых стран, а потери в электрических сетях больше, чем в других странах, в 1,5–2 раза.
В целях выполнения поручений Президента и Правительства РФ Минэнерго России разработало Программу модернизации российской электроэнергетики до 2020 года (далее — Программа). Разработчиками документа выступили ведущие отраслевые институты при участии энергетических компаний, крупнейших заводов энергетического и тяжелого машиностроения. Был выполнен технологический анализ отрасли и проведена оценка технического состояния генерирующего и сетевого оборудования, на основе которого сформирована Программа.
Ключевыми показателями в рамках реализации Программы определены: повышение КПД электростанций, снижение удельных расходов топлива на 10 % — до 300 г условного топлива за кВт•ч, снижение потерь в сетях — в единой национальной энергетической сети до 4 %, в распределительном комплексе — с 9 до 6,5 %. Основные направления программы — вывод из эксплуатации устаревшей и строительство новой генерации, оптимизация размещения объектов генерации сетевого комплекса. Программа синхронизирована с действующими схемами Программы развития ЕЭС России, развития регионов с учетом принципа изменения топологии сети и оптимизации нагрузок.
Программа предусматривает ввод 76 ГВт новых мощностей при демонтаже 26,4 ГВт старых мощностей, в сетевом комплексе — ввод более 150 единиц подстанций в магистральных сетях и 8,5 тыс единиц подстанций в распределительных сетях, строительство и реконструкцию свыше 300 тыс км линий электропередачи. В среднегодовом выражении темпы ввода генерирующих мощностей, строительство распределительных сетей и подстанций высокого напряжения должны быть увеличены более чем на 30 % по отношению к сегодняшнему уровню. «Темпы ввода сетей единой национальной электрической сети и строительства подстанций среднего напряжения должны быть еще выше«, — подчеркнул глава Минэнерго России. При этом темп роста электропотребления взят согласно генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2030 года и соответствует уровню примерно 2 % в год.
Модернизация и строительство генерирующих мощностей оценивается на уровне 6,8 трлн рублей до 2020 года, при этом чистый прирост установленной мощности составит 50 ГВт. В структуре новой генерации будет преобладать новое строительство, в меньшей степени — модернизация. Перечень новых вводов составлен в соответствии с основными отраслевыми документами. Углубление модернизации в Программе достигается путем увеличения демонтажа устаревшего оборудования с его компенсацией, вводом новых мощностей на базе парогазовых и газотурбинных технологий теплогенерации с максимальным использованием эффектов теплофикации.
Модернизация и строительство электросетевого комплекса оценивается на уровне 4,6 трлн руб. Реализация программы строительства и модернизации сетей снизит износ распредсетей до 50 % от существующих 67 % и по магистральным сетям — с 57 % до 30 %, что позволит сократить отставание от развитых стран по уровню потерь в два раза. Новации в сетевом комплексе должны обеспечить решение новых задач по созданию современной топологии сети, поэтапного перехода к построению интеллектуальной энергосистемы страны на базе активно-адаптивной сети. Таким образом, суммарный объем финансирования по программе составит 1,4 трлн руб.
По словам главы Минэнерго России, самым главным вопросом в настоящее время является поиск источников финансирования обновления и модернизации основных фондов в электроэнергетике. Он отметил, что сложившаяся система регулирования ценообразования сегодня не создает стимулов для реализации проектов строительства и модернизации. Министерство энергетики совместно с заинтересованными ведомствами, энергетическими компаниями, потребителями, экспертами сейчас прорабатывают два возможных варианта финансирования дальнейшей модернизации отрасли: это продление в той или иной форме действия механизма ДПМ и использование рыночных инструментов для инвесторов.
В декабре текущего года Минэнерго России планирует после общественного обсуждения представить в Правительстве РФ концепцию дальнейшего развития рынка электрической энергии и мощности. Это, по словам главы ведомства, позволит к середине 2013 года создать новую нормативную базу. При этом изменения вступят в силу, начиная с 2014 года.
Кроме того, Министерство энергетики РФ видит наличие существенного потенциала повышения эффективности работы отрасли как в части инвестиционных, так и операционных затрат, который, по разным оценкам, составляет порядка 40 %.
Министерство энергетики РФ считает необходимым с целью недопущения необоснованного роста цен и сохранения баланса между надежностью и ценой, а также интересов производителей и потребителей принять новую модель рынка. Она должна обеспечить:
- стимулирование модернизации объектов электроэнергетики и получение источников инвестиций на модернизацию;
- ликвидацию перекрестного субсидирования между группами потребителей тепловой энергии, а также оплаты между тепловой энергией и электрической мощностью;
- обеспечение утверждени параметров долгосрочного регулирования сетевых организаций с учетом необходимости стимулирования модернизации электрических сетей;
- разработку предложения по применению эталонных капитальных затрат в увязке с целевыми показателями по объектам электроэнергетики.
Кроме того, Минэнерго России предлагает включить в протокол поручения по обеспечению повышения эффективности деятельности отрасли на всех этапах — от проектирования до эксплуатации объектов электроэнергетики.