Татарстан кардинально повышает транспортную доступность своих территорий
САФИН Ленар Ринатович
министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан
Номер журнала:
Рубрика:
На вопросы о современном состоянии дорожного комплекса региона ответил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Сафин Ленар Ринатович.
– Ленар Ринатович, расскажите, пожалуйста, о развитии дорожного комплекса Республики Татарстан, о ходе реализации федеральных и республиканских программ.
– Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ проделывает масштабную работу по решению задач, направленных на повышение транспортной доступности региона. В частности, только в истекшем году за счет Программы дорожных работ построено 283 км автодорог, шесть малых и средних мостов, отремонтировано 536 км дорог, 17 мостов, 22 водопропускные трубы и приведены в нормативное состояние 103 школьных маршрута. Завершено строительство путепровода через железную дорогу на автодороге Каменка — Дубъязы, шоссейно-кольцевой дороги в Высокогорском районе, объездной автодороги Яшь Кеч — Каймары, 1-й очереди автодороги «Объездная г. Альметьевска». Продолжено строительство объездных автодорог городов Заинск и Нурлат, райцентра с. Актаныш, п. Камские Поляны и т.д.
На текущий год мы рассчитываем сохранить объемы строительства, реконструкции и ремонта автодорог и искусственных сооружений на уровне прошлого года. В наших планах — привести в соответсвующее состояние 148 школьных маршрутов и увеличить средства на мероприятия по безопасности дорожного движения на 34 %.
По федеральным дорогам в текущем году мы продолжим реконструкцию автодороги федерального значения М-7 «Волга». По программе дорожных работ начнутся работы по четырем участкам, общая протяженность которых составляет 48,9 км. Кроме того, предусмотрен второй этап строительства мостового перехода через реку Вятка на 976 км. Общее финансирование из федерального бюджета на вышеуказанные объекты в 2012 году составляет 3 млрд рублей.
Также продолжится реализация инвестиционного проекта «Строительство платной автомагистрали Шали (М-7) — Бавлы (М-5) в развитие нового маршрута федеральной автомобильной дороги «Казань — Оренбург».
Реализация данного проекта в республике ведется ударными темпами с 2005 года на условиях государственно-частного партнерства при поддержке Правительства Республики Татарстан. Автомагистраль имеет первую техническую категорию, ее протяженность — 294 км, расчетная скорость движения — 150 км в час, прогнозная интенсивность движения — до 35 тыс. автомобилей в сутки. Стоимость всего проекта составляет более 100 млрд рублей. Мы собираемся ввести ее в эксплуатацию в 2018 году.
На данный момент уже эксплуатируется участок дороги протяженнос-тью 40 км и мостовой переход через р. Каму. На строительство автомагистрали в 2012 году предусмотрено более 4,2 млрд рублей, в том числе 3,9 млрд рублей — выполнение подрядных работ по строительству участка Алексеевское — Альметьевск, и 300 млн рублей выделено на возведение второго пускового комплекса мостового перехода через р. Кама у Сорочь-их Гор. Кроме того, в соответствии с подпрограммой «Автомобильные дороги» целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» из федерального бюджета нашей республике предоставляются субсидии на строительство подъездных автомобильных дорог к сельским населенным пунктам.
– А что планируется сделать по региональным автодорогам и мостовым сооружениям?
– На строительство и реконструкцию региональных автомобильных дорог и мостовых сооружений предусмотрено 3,6 млрд рублей. На эти средства мы планируем соединить 44 сельских населенных пункта подъездами с твердым покрытием, в том числе 24 — по федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.».
Будет завершено строительство объездной автодороги г. Заинска, п. Камские Поляны, путепровода тоннельного типа в г. Буинске, причальных сооружений и автодорог в музеях-заповедниках «Древний город Болгар» и «Остров-град Свияжск», реконструкция автодороги Арск — Тюлячи. Также продолжим строительство автодорог опорной сети Апастово — Кайбицы, Мензелинск — Муслюмово, Аксубаево — Новошешминск, Базарные Матаки — Болгар, Казань — Ульяновск — Старое Барышево — Камское Устье.
В планах — начать строить путепровод через железную дорогу в г. Зеленодольске, автодороги в обход с. Сарманово, г. Нурлат и ряд других проектов. К 2016 году будут обновлены 150 км федеральных и 431 км региональных автодорог.
– Используются ли в Республике Татарстан новые подходы при строительстве и содержании дорог?
– Для удешевления строительства сельских дорог в 2011 году наше министерство приняло новый стандарт «Проектирование сельских дорог в Республике Татарстан». По нему предусмотрено строительство подъездов к малым населенным пунктам с низкой интенсивностью движения V категории шириной проезжей части 4,5 м с однослойным или переходным типом покрытия. Стандарт позволяет при сохранении качества и объемов финансирования увеличить масштаб работ, снизить стоимость строительства 1 км автомобильной дороги в два раза. Так, за прошедший год по новому стандарту соединены 16 сельских населенных пунктов автомобильными дорогами с твердым покрытием. Для того чтобы рассказать о своем опыте реализации данного пилотного проекта, в июне 2011 года мы провели Всероссийской семинар. Предложенный нами новый стандарт «Проектирование сельских дорог в Республике Татарстан» одобрен Министерством транспорта РФ и участниками форума.
Необходимо обговорить еще один момент. Для обеспечения безопасного круглогодичного проезда по автодорогам дорожными службами отводится особая роль к выполнению полного комплекса по текущему содержанию. Решением руководства республики с 2012 года осуществляется переход к трехлетним контрактам на содержание автодорог и мостовых сооружений. Долгосрочные контракты позволяют подрядчику проводить техническое переоснащение и внедрять новые технологии и, как итог, повышается качество содержания автомобильных дорог.
– Какие задачи поставлены по развитию улично-дорожной инфраструктуры Казани?
– Надо отметить, что нынешний год станет итоговым в процессе подготовки дорожной инфраструктуры к проведению XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года. Все мероприятия по модернизации транспортно-логистической системы и улично-дорожной сети г. Казани выходят на этап сдачи в эксплуатацию.
В Татарстане разработана Программа развития улично-дорожной сети Казани на 2009-2013 гг., которая реализуется в целях подготовки к Универсиаде 2013. Программа должна повысить пропускную способность и снизить транспортную напряженность. В частности, она предусматривает строительство и реконструкцию 23-х городских дорог, 12-ти транспортных развязок, 41-го пешеходного перехода, капитальный ремонт 73-х улиц общей протяженностью 121 километр.На июнь обеспечено рабочее движение на 15-ти пешеходных переходах, 12-ти дорожных участках, 5-ти транспортных развязках. Завершен капитальный ремонт на 15-ти улицах. Ведутся работы на 10-ти объектах дорожной сети Казани, 11-ти транспортных развязках и 22-х пешеходных переходах.
– Как проходит реконструкция международного аэропорта «Казань»?
– В 2013 году два новых современных терминала аэропорта «Казань» должны принять участников и гостей Всемирных летних студенческих Игр. В текущем году будут завершены работы по строительству нового терминала аэропорта площадью более 19 тыс. м2, пропускной способностью — 1,2 млн пассажиров в год. Терминал 1А будет оснащен современными сис-темами безопасности в полном соответствии с нормами IATA по классу С.
В мае 2013 года предполагается завершить реконструкцию и удлинение искусственной взлетно-посадочной полосы. Она увеличится до 3724 м. Полностью обновятся рулежные дорожки, светосигнальное оборудование, системы водо- и электроснабжения. Общий объем финансирования составит около 4,5 млрд рублей. Данные объекты будут соответствовать современным мировым стандартам. Для усиления мер антитеррористической защищенности объектов воздушного транспорта планируется возведение периметрового ограждения аэропорта с оснащением системами видеонаблюдения, сигнализации и строительство патрульной автодороги. Объем финансирования сос-тавляет 190 млн рублей.
В декабре 2012 года завершится реализация проекта масштабной реконструкции и строительства железнодорожной ветки для организации пассажирского сообщения между вокзалом станции Казань и международным аэропортом, которая обеспечит интермодальную функциональность систем воздушного и железнодорожного транспорта. Данная ветка свяжет центр г. Казани с аэровокзалом и даст возможность быстрого — всего 20 минут — трансфера гостей и жителей столицы. Протяженность пути составит чуть более 26 км.