Решить вопросы экологии возможно при интеграции транспортного кластера и природоохранных структур
Шумкин Василий Тимофеевич
министр лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия
Номер журнала:
Рубрика:
Решению проблем охраны окружающей среды в Республике Мордовия всегда уделялось большое внимание. Регион имеет благоприятные экологические условия. Это обеспечивается взвешенным подходом природопользователей к соблюдению требований природоохранного законодательства и взаимодействием федеральных и республиканских природоохранных органов.
В республике немало делается для снижения негативного воздействия загрязнений, образующихся от транспорта. О том, как обстоит ситуация в данной сфере, рассказывает министр лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Шумкин Василий Тимофеевич. По развитию транспортной инфраструктуры регион находится на одном из ведущих мест в ПФО (Стратегия социально-экономического развития РМ до 2025 года, утвержденная Законом РМ от 1 октября 2008 года № 94-3):
- регион располагает развитой сетью железных дорог общего пользования, их эксплуатационная длина — 546 км, из них электрифицировано 332 км. Плотность (густота) сети железных дорог общего пользования составляет 20,8 км/1000 км2. По железным дорогам Мордовии, в частности, осуществляются транспортные связи Центра и Юга России с регионами Поволжья, Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком;
- территорию РМ пересекают также федеральные автомобильные дороги: в юго-западной части — М-5 «Урал» Москва — Самара — Уфа — Челябинск с ответвлением на Саранск через Краснослободск, которое дальше на восток получило развитие в виде автодороги 1Р-178 Саранск — Сурское — Ульяновск, а с севера на юг — 1Р-158 Нижний Новгород — Арзамас — Пенза — Саратов. По территории Мордовии всего проходит 5,5 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, из них 4,5 тыс. км с твердым покрытием, то есть плотность (густота) сети автодорог общего пользования с твердым покрытием — 171 км/1000 км2. Из общей протяженности автодорог 382 км — это федеральные автодороги;
- через аэропорт г. Саранска проходят внутренние воздушные линии.
На территории республики осуществляют деятельность транспортные предприятия с различной организационно-правовой формой собственности — МП, ГУП, ЗАО, ООО, имеющие транспорт общего пользования. Пассажирские перевозки осуществляют 24 автопредприятия и более 300 индивидуальных предпринимателей.
Городские пассажирские перевозки транспортом общего пользования в городском округе Саранска (г.о.) осуществляются по 51 муниципальному маршруту автобусами большой вместимости, троллейбусами, автобусами средней и малой вместимости, а также маршрутными такси, принадлежащими предприятиям различных форм собственности. Всего в пассажирских перевозках участвуют четыре перевозчика, из них МП г.о. Саранска — «Горэлектротранс», три крупных частных предприятия, индивидуальные предприниматели.
Общее количество пассажирского транспорта, оказывающего услуги по перевозке пассажиров в городском округе Саранска, составляет около 600 единиц подвижного состава, из них 183 единицы муниципального (97 троллейбусов и 86 автобусов) и более 400 единиц частного транспорта. Все «Газели» (100 %) и автобусы малого класса (80 %) переведены с жидкого топлива на газ.
Выбросы в атмосферу
Пробки в часы пик приводят к дополнительному загрязнению окружающей среды.
Основная часть транспортного потока городского округа Саранска проходит через центр города, и эмиссия загрязняющих веществ от автотранспорта приходится на приземный слой атмосферы высотой до двух метров. Наиболее остро стоит проблема активного загрязнения приземного слоя атмосферы солями тяжелых металлов, являющимися канцерогенными веществами и провоцирующими развитие раковых заболеваний. Как показывает практика, эти проблемы наиболее эффективно решаются на базе общественного автотранспорта, позволяющего за счет масштабов при минимизации затрат достигать максимального природоохранного эффекта.
Суммарные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников в 2012 году составили 115,1 тыс. т, в том числе от стационарных источников — 49,9 тыс. т или 43,4 % (по данным Мордовиястат), от автотранспорта — 65,2 тыс. т или 56,6 % (по данным Управления Росприроднадзора по РМ). В последнее время эта проблема обостряется в связи со стремительным ростом автопарка, особенно в связи с увеличением количества частных автомобилей. Наиболее остро эта проблема стоит в центре г. Саранска, где концентрируются основные транспортные потоки.
Меры по снижению воздействия на окружающую среду
В рамках подготовки и проведения в г.о. Саранска Чемпионата мира по футболу в 2018 году планируется обновление подвижного состава и материально-технической базы транспортных предприятий всех форм собственности с целью соответствия требованиям ФИФА. Кроме того, возникающие проблемы решаются интенсивной и последовательной реализацией принятых программных мероприятий по развитию дорожно-уличной сети города. Муниципальной целевой программой «Развитие пассажирского транспорта городского округа Саранск на 2013-2017 годы, обеспечение транспортной безопасности в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года», утвержденной Постановлением Администрации г.о. Саранска от 11 декабря 2012 года № 3997, предусмотрено плановое постепенное обновление подвижного состава как автобусного, так и троллейбусного парка. Приобретение новых единиц подвижного состава с учетом соблюдения экологического стандарта «Евро-4» позволит значительно обновить троллейбусный и автобусный парки, сократить интервал движения муниципального транспорта, сменить акценты в предпочтении пассажиров в сторону общественного транспорта и улучшить за счет этого результаты его финансово-хозяйственной деятельности, а также качественно обеспечить пассажирским транспортом участников и гостей при проведении матчей ЧМ по футболу в 2018 году.
В соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», с целью снижения выбросов вредных веществ от автотранспорта в республике проводятся работы по строительству объездных дорог для большегрузного транспорта, автомобильных развязок. Продолжаются работы по обходу г. Саранска от автодороги 1Р 178 Саранск — Сурское — Ульяновск до автодороги 1Р 158 Нижний Новгород — Саратов (через города Арзамас, Исса, Пенза), разработана проектно-сметная документация на строительство объездных дорог для г.о. Саранска. Проводятся строительно-монтажные работы по строительству объездной автодороги на участке от ул. Полежаева по ул. Серова в г. Саранске до ул. Ленина в городском поселении Николаевка. Закончено строительство объездной автодороги с северо-восточной стороны г. Саранска.
Строительство многоуровневых развязок, дальнейшая оптимизация организации движения автотранспорта, особенно в центре города, рассредоточение общественного транспорта с центральных магистралей на улицы с менее интенсивным движением, а также система придорожного озеленения значительно способствуют снижению воздействия автотранспорта на окружающую среду.