Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Росприроднадзор по Республике Мордовия: политика санкций будет ужесточаться, это непопулярная, но своевременная мера

 
ЖОЧКИНА Ирина Николаевна, начальник отдела правового, кадрового, информационно-аналитического и административно-хозяйственного обеспечения Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия

ЖОЧКИНА Ирина Николаевна
начальник отдела правового, кадрового, информационно-аналитического и административно-хозяйственного обеспечения Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия

Номер журнала: 

Рубрика: 

Экологические нарушения эффективнее предотвращать за счет ужесточения ответственности природопользователей. Такая политика продиктована тем, что предприятия,  имеющие ресурсы для снижения влияния на природные системы, тем не менее игнорируют требования законодательства.

Президентом России в качестве основных задач государственной политики в области экологического развития в числе других определены следующие: формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти; совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности; обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий. 

Кроме того — предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду; восстановление нарушенных естественных экологических систем; обеспечение экологически безопасного обращения с отходами; развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды). Также в числе задач — обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.

Решение вышеуказанных задач возложено как на федеральные, так и на региональные органы.

Республика Мордовия не отличается значительной величиной совокупного природно-ресурсного потенциала. Вместе с тем, в связи с воздействием человека на естественную среду обитания (имеется в виду чрезмерное потребление природных ресурсов, изменение природной среды в результате осуществления хозяйственной деятельности человека) многие вопросы в республике становятся социально-экологическими проблемами.

Согласно экспертному опросу, проведенному в целях выяснения мнений экспертов относительно современного состояния правового регулирования экологического  управления в Республике Мордовия, эффективности действующей системы органов экологического управления в регионе, методов и способов ее совершенствования, на вопрос о том, является ли Республика Мордовия экологически чистым регионом, однозначного ответа не последовало: 40 % экспертов (преимущественно представители органов государственной власти) ответили положительно, но в сравнении с другими субъектами Российской Федерации (Пензенская область, Нижегородская область, Самарская и т.д.). При этом абсолютное большинство респондентов (69 %) считают, что в Республике Мордовия не принимаются достаточные меры по улучшению экологической обстановки; остальные (31 %) в качестве таковых назвали: проведение контрольно-надзорной деятельности, в результате которой виновные лица привлекаются к ответственности за совершение экологических правонарушений (10,8 %), утилизация свалок бытовых отходов и вывоз их за пределы жилых зон (7,9 %), озеленение, благоустройство городов (6,2 %), минимизация выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (5,3 %), очистка рек (0,8 %). По мнению каждого второго респондента, большую угрозу для Республики Мордовия представляют: наличие несанкционированных свалок, вырубка лесов (в том числе и городских под строительство), отсутствие экологической культуры населения.

Говоря о решении проблем, преж­де всего, важно подчеркнуть, что необходимо внедрять механизмы, ужесточающие ответственность природопользователей. Необходимо не только предотвращать экологические правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий, но и побуждать природопользователей к осуществлению деятельности, не оказывающей негативное воздействие на окружающую среду (предупреждать совершение новых правонарушений), использованию новых технологий, минимизирующих вред на окружающую среду.

Поднимая вопрос о законодательных инициативах и новеллах в республике, следует отметить, что на сегодняшний день эта сфера находится в неудовлетворительном состоянии. К, сожалению, в регионе экологическое законодательство выражено лишь в нескольких законах республики, посвященных регулированию земельных отношений и управлению землями сельскохозяйственного назначения, отдельных программах и ведомственных актах о распределении полномочий, об утверждении регламентов (например, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия). Для сравнения — только в Республике Башкортостан принято более 30 законов, хотя и они часто дублируют федеральное законодательство.

Считаем, что закон субъекта не должен воспроизводить положения федерального закона, а лишь уточнять отдельные нормы применительно к конкретному региону, учитывая его природо-ресурсный потенциал, финансовые возможности, количество объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. 

Все статьи рубрики