Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Региональные нормативы качества почв и их применение в системе государственного экологического надзора

 
ШАГИДУЛЛИН Рифгат Роальдович, директор, д.х.н.

ШАГИДУЛЛИН Рифгат Роальдович
директор, д.х.н.

ИВАНОВ Дмитрий Владимирович, заместитель директора, к.б.н.

ИВАНОВ Дмитрий Владимирович
заместитель директора, к.б.н.

ШАГИДУЛЛИНА Раиса Абдулловна, начальник управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, к.х.н.

ШАГИДУЛЛИНА Раиса Абдулловна
начальник управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, к.х.н.

ПЕТРОВ Андрей Михайлович, заведующий лабораторией, к.б.н.

ПЕТРОВ Андрей Михайлович
заведующий лабораторией, к.б.н.

Номер журнала: 

Рубрика: 

Разработка нормативов качества отдельных компонентов окружающей природной среды — атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв — является неотъемлемым атрибутом системы обеспечения экологической безопасности в рамках государственной системы регулирования природопользования. В Российской Федерации нормирование качества почв исторически направлено на охрану почв сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов.

При установлении предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ учитывается вероятность их миграции в сопредельные с почвой среды. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы устанавливают гигиенические нормативы, обязательные для соблюдения при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации различных объектов, в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние почв. Основным нормативным документом 1990-х годов стали гигиенические нормы ГН 6229-91. Впоследствии их заменили ГН 2.1.7.2041-06, а также ГН 2.1.7.2511-09. Указанные нормативы уже неоднократно подвергались обоснованной критике. В отношении пункта о тяжелых металлах высказывалась необходимость установления региональных значений, позволяющих учитывать повышенный геохимический фон элементов при оценке уровня загрязнения. Отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации в почве (ДОСНП) делает неопределенным момент завершения рекультивационных и восстановительных мероприятий, что может привести к полному уничтожению почвенного биоценоза. Проблема диагностики и нормирования содержания нефти и нефтепродуктов в почвах, несмотря на продолжительный период изучения и актуальность, все еще далека от оптимального и комплексного разрешения.
При установлении региональных нормативов ДОСНП для отдельных категорий земель Республики Татарстан и Чувашской Республики (табл. 1, 2) специалистами Института проблем экологии и недропользования АН РТ была использована разработанная схема последовательного скрининга почв, обеспечившая в итоге высокую достоверность и воспроизводимость полученных результатов. Природоохранные органы Республики Татарстан и Чувашской Республики получили мощный инструмент экологического контроля и надзора в форме нормативов ДОСНП, позволяющий решать вопросы оценки качества и приемки рекультивированных земель, загрязненных нефтепродуктами. Для Татарстана, как нефтедобывающей республики, появление такого рода региональных нормативов качества почв явилось не только эффективным критерием для осуществления полномочий органов исполнительной власти в сфере охраны почв, но и существенным экономическим стимулом для природопользователей при проведении специальных восстановительных мероприятий.
В настоящее время порядок ввода в действие региональных нормативов качества окружающей среды на федеральном уровне не установлен. В 2013 году приказом Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 10 июля 2013 года № 382-п «Об утверждении Порядка установления Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан региональных нормативов качества почв» были определены требования по утверждению и введению в действие региональных нормативов качества почв.
На основании приказа № 382-п Институтом проблем экологии и недропользования АН РТ в 2013 году были начаты исследования, направленные на разработку региональных нормативов фонового содержания тяжелых металлов (Cd, Pb, Co, Cu, №i, Z№, Cr, M№, Fe) в основных типах почв республики. Их первые результаты показали, что для песчаных и супесчаных почв региональные фоновые концентрации валовых форм кадмия, свинца, меди и цинка находятся на уровне или выше ориентировочно-допустимых концентраций в почвах РФ. Для суглинистых и глинистых разновидностей величины ОДК тяжелых металлов превышают фоновые.
В связи с введением в 2010 году новой методики исчисления ущерба от загрязнения земель химическими веществами (Приказ МПР РФ от 8 июля 2010 года № 238) следует ожидать возникновения различного рода конфликтных ситуаций и правовых коллизий, связанных с оценкой степени ущерба в результате загрязнения почв.
Установление показателей ДОСНП позволит объективно оценивать качество проведенных рекультивационных работ приемной комиссией с проведением дальнейших мероприятий по включению в хозяйственный оборот площадей земельных угодий и их дальнейшим освоением по целевому назначению. Наличие норматива ДОСНП должно стимулировать предприятия к проведению восстановительных работ при четко обозначенном конечном результате. В случае аварийных ситуаций, когда требуется принятие оперативного решения о проведении тех или иных восстановительных работ, наличие норматива существенно оптимизирует выбор технологий восстановления, а значит, и необходимые затраты.
Уже на стадии проектирования появится возможность максимально точно и научно обоснованно оценить объем требуемых восстановительных мероприятий и принести реальную экономию не менее 50 % от суммы, которую нефтяная компания должна была бы израсходовать на весь комплекс работ по рекультивации.

Все статьи рубрики