Региональные нормативы качества почв и их применение в системе государственного экологического надзора
ШАГИДУЛЛИН Рифгат Роальдович
директор, д.х.н.
ИВАНОВ Дмитрий Владимирович
заместитель директора, к.б.н.
ШАГИДУЛЛИНА Раиса Абдулловна
начальник управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, к.х.н.
ПЕТРОВ Андрей Михайлович
заведующий лабораторией, к.б.н.
Номер журнала:
Рубрика:
Разработка нормативов качества отдельных компонентов окружающей природной среды — атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв — является неотъемлемым атрибутом системы обеспечения экологической безопасности в рамках государственной системы регулирования природопользования. В Российской Федерации нормирование качества почв исторически направлено на охрану почв сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов.
При установлении предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ учитывается вероятность их миграции в сопредельные с почвой среды. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы устанавливают гигиенические нормативы, обязательные для соблюдения при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации различных объектов, в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние почв. Основным нормативным документом 1990-х годов стали гигиенические нормы ГН 6229-91. Впоследствии их заменили ГН 2.1.7.2041-06, а также ГН 2.1.7.2511-09. Указанные нормативы уже неоднократно подвергались обоснованной критике. В отношении пункта о тяжелых металлах высказывалась необходимость установления региональных значений, позволяющих учитывать повышенный геохимический фон элементов при оценке уровня загрязнения. Отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации в почве (ДОСНП) делает неопределенным момент завершения рекультивационных и восстановительных мероприятий, что может привести к полному уничтожению почвенного биоценоза. Проблема диагностики и нормирования содержания нефти и нефтепродуктов в почвах, несмотря на продолжительный период изучения и актуальность, все еще далека от оптимального и комплексного разрешения.
При установлении региональных нормативов ДОСНП для отдельных категорий земель Республики Татарстан и Чувашской Республики (табл. 1, 2) специалистами Института проблем экологии и недропользования АН РТ была использована разработанная схема последовательного скрининга почв, обеспечившая в итоге высокую достоверность и воспроизводимость полученных результатов. Природоохранные органы Республики Татарстан и Чувашской Республики получили мощный инструмент экологического контроля и надзора в форме нормативов ДОСНП, позволяющий решать вопросы оценки качества и приемки рекультивированных земель, загрязненных нефтепродуктами. Для Татарстана, как нефтедобывающей республики, появление такого рода региональных нормативов качества почв явилось не только эффективным критерием для осуществления полномочий органов исполнительной власти в сфере охраны почв, но и существенным экономическим стимулом для природопользователей при проведении специальных восстановительных мероприятий.
В настоящее время порядок ввода в действие региональных нормативов качества окружающей среды на федеральном уровне не установлен. В 2013 году приказом Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 10 июля 2013 года № 382-п «Об утверждении Порядка установления Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан региональных нормативов качества почв» были определены требования по утверждению и введению в действие региональных нормативов качества почв.
На основании приказа № 382-п Институтом проблем экологии и недропользования АН РТ в 2013 году были начаты исследования, направленные на разработку региональных нормативов фонового содержания тяжелых металлов (Cd, Pb, Co, Cu, №i, Z№, Cr, M№, Fe) в основных типах почв республики. Их первые результаты показали, что для песчаных и супесчаных почв региональные фоновые концентрации валовых форм кадмия, свинца, меди и цинка находятся на уровне или выше ориентировочно-допустимых концентраций в почвах РФ. Для суглинистых и глинистых разновидностей величины ОДК тяжелых металлов превышают фоновые.
В связи с введением в 2010 году новой методики исчисления ущерба от загрязнения земель химическими веществами (Приказ МПР РФ от 8 июля 2010 года № 238) следует ожидать возникновения различного рода конфликтных ситуаций и правовых коллизий, связанных с оценкой степени ущерба в результате загрязнения почв.
Установление показателей ДОСНП позволит объективно оценивать качество проведенных рекультивационных работ приемной комиссией с проведением дальнейших мероприятий по включению в хозяйственный оборот площадей земельных угодий и их дальнейшим освоением по целевому назначению. Наличие норматива ДОСНП должно стимулировать предприятия к проведению восстановительных работ при четко обозначенном конечном результате. В случае аварийных ситуаций, когда требуется принятие оперативного решения о проведении тех или иных восстановительных работ, наличие норматива существенно оптимизирует выбор технологий восстановления, а значит, и необходимые затраты.
Уже на стадии проектирования появится возможность максимально точно и научно обоснованно оценить объем требуемых восстановительных мероприятий и принести реальную экономию не менее 50 % от суммы, которую нефтяная компания должна была бы израсходовать на весь комплекс работ по рекультивации.