Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

октябрь 2020

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 

Номера в бесплатном доступе

Выставки

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Забота об охране окружающей среды является одной из приоритетных задач ООО «Газпром трансгаз Чайковский». В этом году из-за санитарно-эпидемиологической обстановки предприятию пришлось скорректировать количество мероприятий по охране природы. Тем не менее газовики, как и в прошлые годы, выходили на уборку территорий от мусора, посадку саженцев, проводили работы по благоустройству парков и мест отдыха людей.

Статья находится в свободном доступе благодаря Газпром Трансгаз Чайковский

«Татнефть» разделяет мировую озабоченность по изменению климата, расширяет периметр добровольной ответственности, участвуя в реализации глобального договора ООН, принципов и целей устойчивого развития. Компания обновила корпоративную экологическую политику, дополнив ее приоритетами по предотвращению изменения климата и снижению углеродного следа, и ставит целью снизить выбросы парниковых газов к 2030 г. на 20 % с дальнейшим переходом  к углеродной нейтральности. 

Статья находится в свободном доступе благодаря ГК «ТАТНЕФТЬ»

08.07.2020 г. Минюстом России зарегистрирован Приказ Росприроднадзора от 29.05.2020 г. № 585 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов 
опасности».

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Теги

Виктор Преснухин: У малой энергетики большое будущее

ПРЕСНУХИН Виктор Константинович, министр топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики

ПРЕСНУХИН Виктор Константинович
министр топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики

Номер журнала: 

Рубрика: 

Энергетический комплекс в настоящее время находится на новом витке развития. О том, какие изменения грядут в связи с этим, как будет обеспечиваться надежность энергоснабжения региона, в интервью с Министром топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики Виктором Константиновичем Преснухиным.

- Виктор Константинович, что представляет собой рынок производства и поставок электроэнергии Удмуртии после реорганизации РАО ЕЭС России? Как вы оцениваете уровень надежности электроснабжения республики? О чем свидетельствуют наметившиеся тенденции в отрасли, будет ли он повышаться?
- В ходе реформы в отрасли произошло  разделение  видов деятельности: передача электроэнергии, производство,  сбыт, ремонт и сервис. 

На территории Удмуртии действуют три ТЭЦ Удмуртского филиала ОАО «ТГК-5» и  две абонентские  блок-станции:   Воткинская ТЭЦ  и ТЭЦ  ОАО «Чепецкий механический завод», которые обеспечивают чуть более 1/3 потребности в электрической энергии Удмуртской Республики.    

Вся электроэнергия в республику поступает с оптового рынка через независимые энергосбытовые компании. Это:
• ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания»;
• УФ ОАО «ТГК-5»;
• ОАО «Нижноватомэнергосбыт»;
• ОАО «ИжАвто»;
• ООО «Транснефтьсервис С»;
• ООО «Мечел-энерго»;
• ОАО «ЭК «Восток»;
• ООО «Русэнергосбыт».

Транспортировкой  электроэнергии  занимаются сетевые компании: ОАО «Удмуртские магистральные сети» ОАО «ФСК ЕЭС» (ЕНЭС), филиал «Удмуртэнерго» (распределительная сетевая компания), ООО «УУК», куда входят муниципальные электрические сети и другие собственники сетей.

В рамках реформы электроэнергетики России было также  учреждено Открытое акционерное общество "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы" . На территории республики - Удмуртское РДУ. Его основные задачи:
• обеспечение надежного функционирования удмуртской энергетической системы;
• обеспечение соблюдения установленных технологических параметров функционирования электро-энергетики и стандартных показателей качества электрической энергии;
• составление и исполнение балансов производства и потребления электроэнергии;
• обеспечение надежности энергосистемы и показателей качества электроэнергии.

Что касается электроснабжения республики, то у нас наблюдается стабильный рост потребления электроэнергии: в 2006 году на 4,2% в 2007 - на 3,8%. 

При существующей схеме сети удмуртской энергосистемы нормальный режим работы оборудования, надежность электроснабжения, а также требуемое качество электрической энергии могут быть обеспечены при потреблении энергосистемой около 1700 МВт, с учетом вывода оборудования в ремонт или возможного снижения генерации станций. ( В декабре 2007 года максимальная нагрузка зафиксирована в зимний максимум -1400 МВт, что на 18 МВт выше максимума 2006 года.)

Дальнейшее увеличение потребления мощности без развития основной сети и увеличения собственной генерации приведет к перегрузке элементов сети, невозможности проведения ремонтов оборудования без ограничения потребителей, нарушению устойчивости при аварийных отключениях. В перспективе вероятна еще большая зависимость  электроснабжения потребителей   республики   от ситуации на оптовом рынке электроэнергии.

Надежность электроснабжения  зависит  также и от других  факторов, это:
• старение энергетического оборудования и сетей, которое приводит к снижению качества предоставляемых услуг и потере в энергосетях;
• дефицит инвестиций в развитие и модернизацию объектов производства и передачи электрической энергии;
• недостаточное финансирование программ капитальных ремонтов, перевооружения и модернизации оборудования;
• снижение уровня квалификации обслуживающего персонала в энергетике, отсутствие преемственности поколений и т.д.

 - Указом Президента УР создан штаб по обес-печению безопасности электроснабжения на территории Удмуртской Республики. Каковы его основные задачи и цели?
- Основными целями и задачами являются:
• организация    безопасной    эксплуатации объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии при возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения;
• организация ликвидации последствий нарушения электроснабжения;
• предотвращение нарушения   электроснабжения по причинам, не зависящим от действий субъектов электроэнергетики и вызванным, в том числе опасными природными явлениями и иными чрезвычайными ситуациями.

- Одна из идеологических основ реорганизации – демонополизация отрасли. Видите ли вы возможность этого в Удмуртии, если учесть, что до 80% электроэнергии приобретается за пределами республики, а транспортирующая инфраструктура находится в собственности и управляется фактически единственной структурой – ОАО «Удмуртэнерго»?

- Как уже было сказано выше, электроснабжение Удмуртской Республики только на 1/3 покрывается за счет  генерирующих мощностей, расположенных на ее территории.

Энергодефицит - одна из предпосылок создания реальных условий для развития в республике конкурентной среды по производству электрической и тепловой энергии и привлечения в энергетическую систему отечественных и иностранных инвестиций, реализации государственной энергетической политики и государственного регулирования тарифов на электроэнергию, тепловую энергию. 

Энергетический потенциал наращивания собственных  генерирующих мощностей только за счет перевода всех котельных на территории Удмуртской Республики на комбинированный способ выработки тепла и электричества (по предварительной оценке) составляет примерно 850 МВт.

Что касается решения вопроса реализации и транспортировки электроэнергии, то в целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона «Об электроэнергетике», Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861  утверждены:
• Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
• Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг.
• Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг.
• Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.  

- Способно ли сетевое хозяйство Удмуртии обеспечить передачу новых объемов мощностей после наращивания генерирующих возможностей республиканской энергетики?
- Если речь идет о наращивании собственных генерирующих мощностей за счет внедрения  когенерациии, то применение комбинированных источников выработки тепла и электроэнергии позволит решать проблемы обеспечения потребителей теплом и электроэнергией без дополнительного строительства мощных линий электропередачи и теплопроводов, сэкономить средства на их строительстве и обслуживании, снизить потери при передаче энергии и улучшить ее качество.

- В феврале Правительством РФ была одобрена «Генеральная схема – сбалансированный план размещения объектов электроэнергетики до 2020 года». Каково место Удмуртии в нем?
- Согласно «Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года», уровень электропотребления  Удмуртской Республикой к 2020 году подойдет к 12,88 млрд. кВт/час, увеличение - на 65%.
Инвестиционной программой развития генерирующих  мощностей ТЭЦ по Приволжскому федеральному округу в Удмуртской Республике предусматривается увеличение генерирующих мощностей к 2010 году на 180 МВт, из них Ижевская ТЭЦ-1 -150 МВт и Сарапульская ТЭЦ – 30 МВт.

- Как на энергетике Удмуртии отразятся структурные преобразования в рамках КЭС-холдинга (объединение ТГК-5 и ТГК-9) ?
- КЭС-Холдинг - одна из крупнейших в России частных компаний, работающих в сфере энергетического бизнеса. Формирование на базе ОАО «ТГК-5» и ОАО «ТГК-9» единого бизнес-дивизиона «Генерация Урала» негативно не отразится на энергетике Удмуртии, а наоборот, позволит обеспечить согласованность принятия решений в целях реализации инвестиционных программ обеих компаний и применение единой политики управления.

Правительство Удмуртской Республики и КЭС-Холдинг подписали двустороннее соглашение о взаимодействии, в котором определена общая стратегия и политика в области развития топливно-энергетического комплекса и социальной сферы республики.

- Как вы оцениваете ход реализации инвестиционных проектов на ТЭЦ, входящих в состав ТГК-5, и их значение для Удмуртии в плане повышения надежности энергетической системы?
- В настоящее время выполнены следующие этапы по реализации приоритетных инвестиционных проектов:
- «Реконструкция Ижевской ТЭЦ-1 с применением ПГУ».

Разработано предварительное технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта. Ведутся работы по подготовке строительной площадки для монтажа ПГУ. Произведен демонтаж зданий и сооружений ,попадающих в «пятно» застройки. Выполняются работы по переносу коммуникаций.

- «Ижевская ТЭЦ-2. Расширение. Ввод энергетического котла ст. №5».
Разработано предварительное технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта.
- «Реконструкция Сарапульской ТЭЦ с применением ПГУ».

Разработано  предварительное технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта.
Ввод генерирующих мощностей на Ижевских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 обеспечивает потребность г. Ижевска в электрических мощностях до 2015 г. без привлечения инвестиций на реконструкцию действующих и строительство новых электросетевых объектов Магистральных электрических сетей и снижает зависимость Удмуртской энергосистемы от соседних регионов.
Кроме того, выполненная  реконструкция ОРУ-110 кВ ТЭЦ-2  повысила надежность данного узла.

- Что для энергетической отрасли республики принес Второй инвестфорум? (Количество заключенных контрактов, договоренностей, их потенциальная эффективность.) В частности, известно, что в рамках форума подписано два соглашения о реализации проектов в сфере малой энергетики. Это трехсторонние соглашения о сотрудничестве между  ОАО «ГЛОРЭСС», АНО «Агентство по энергосбережению» и ЗАО ВАДО Интернейшнел СНГ» о реализации проекта по установке в Удмуртии мини-ТЭЦ, и ЗАО МНТО «ИНСЭТ» о поставках в Удмуртию мини-ГЭС. Что это за проекты и вообще насколько удовлетворительно в Удмуртии развивается малая энергетика?

- 22 мая 2008 года под эгидой Правительства Удмуртской Республики состоялся Второй инвестиционный форум «Удмуртия – регион опережающего развития». В его рамках на площади в 1200 кв. м организована выставка инвестиционного потенциала Удмуртской Республики, в которой приняли участие 89 предприятий и все муниципальные образования республики. Было представлено 350 инвестиционных и инновационных проектов общей стоимостью 145 млрд. рублей.

В ходе проведения данного форума 22 мая 2008 года подписано Соглашение о сотрудничестве между ОАО «ГЛОРЭСС», ЗАО «ВАДО Интернейшнел СНГ» и АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики», целью которого является осуществление совместных действий при реализации проектов в области малой энергетики.

ЗАО «ВАДО Интернейшнел СНГ» - генеральный импортер немецкой фирмы Deutz Power Systems GmbH на территории России и других стран СНГ. Немецкий концерн Deutz AG известен во всем мире  и является одним из старейших производителей дизельных двигателей, генераторных агрегатов и когенерационных энергоустановок (мини-ТЭЦ) на основе газопоршневых двигателей.

В рамках данного Соглашения ведутся переговоры о реализации ряда энергетических проектов на территории Удмуртии. Так, на основе оборудования Deutz AG рассматривается проект строительства объектов малой энергетики с целью увеличения мощностей в районе перспективной застройки «Березка» (жилищное строительство и сопутствующая инфраструктура) в г.Воткинске.

Кроме строительства новых энергетических объектов, рассматривается вопрос о реализации проектов по реконструкции и модернизации существующих энергетических хозяйств крупных промышленных предприятий. В настоящее время оценивается возможность реконструкции и технического перевооружения ОАО «Ижмашэнерго» на базе данного оборудования.

- Каково видение Правительства УР, а также Министерства топлива, энергетики и связи УР дальнейшей перспективы развития малой энергетики?
- У малой энергетики большое будущее. Проблема стабильного энергообеспечения и создания локальных генерирующих мощностей, не зависящих от большой энергетики, волнует многих руководителей предприятий и местные власти.
Внедрение средств и систем малой энергетики позволяет оперативно улучшить техническое состояние систем энергоснабжения предприятий.

Установка источников энергии в непосредственной близости от предприятий обеспечивает снижение потерь энергии.
- Перспективы применения когенерационной технологии выработки тепловой и электрической энергии в республике позволяют решить ряд проблем:  
• уменьшить энергетическую зависимость удмуртской энергосистемы от  состояния на оптовом рынке;
• заменить и модернизировать котельные с низким КПД;
• решить проблему несоответствия пропускной способности части распределительных сетей;
• сократить потери электрической энергии.

В республике разработан проект Программы «Строительство когенерационных энергогенерирующих объектов малой энергетики на территории Удмуртской Республики на 2008 – 2010 годы». В ее рамках предлагается разработать и реализовать инвестиционные проекты по созданию сети из 38 мини-ТЭЦ в 14-ти муниципальных образованиях Удмуртской Республики суммарной установленной электрической мощностью 262 МВт.

- Одна из проблем малой энергетики - ввод в эксплуатацию собственных генерирующих мощностей предприятиями. В частности, это касается их допуска в сети с учетом тарификации, определения режимов и прочее. Эти проблемы нашли решение в проекте Ижевского автозавода. Не могли бы вы вкратце рассказать о том, каковы они – эти решения и есть ли возможность использования этой практики при реализации проектов в области малой энергетики иными хозяйствующими субъектами?
- Основная проблема ввода в эксплуатацию собственных генерирующих мощностей предприятиями - это плата за техническое присоединение к электрическим сетям. Думаю, что в ближайшее время она будет решена. П.4. Постановления от 28 июня 2008 г. № 476 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам организации конкурентной торговли генерирующей мощностью на оптовом рынке электрической энергии (мощности)" гласит: "Федеральной службе по тарифам: в 2-месячный срок установить перечень стандартизированных тарифных ставок, применяемых при определении размера платы за технологическое присоединение генерирующих объектов к электрическим сетям, и внести соответствующие изменения в методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям".

Что касается практики внедрения когенерации в республике, то в  2007 году выведена на полную мощность запущенная в октябре 2006 года на базе котельной по ул. Дружба мини-ТЭЦ с установкой четырех когенераторов Руст 1,2 МВт каждый. Общий объем выработанной электроэнергии за 2007 год составил около 20 тыс. МВт и тепловой энергии - порядка 13 тыс. Гкал.
На ТЭЦ ЧМЗ введен в работу энергоблок мощностью 23,4 МВт, на ГУП «Воткинский завод» - новый генератор на 4 МВт.

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа PR"

Все статьи рубрики