Управление профессиональными рисками и надзорная деятельность: основные аспекты
Хайруллина Ляйсан Исмагиловна
к.с.н., доцент кафедры ПБ ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
Тучкова Оксана Анатольевна
к.т.н., доцент кафедры ПБ ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
Гурьянова Дарья Вячеславовна
магистрант кафедры ПБ ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
Номер журнала:
Рубрика:
Попытаемся ответить на эти и другие вопросы.
Произошел несчастный случай
Анализ материалов проверок и интервью должностных лиц указывают на то, что инспекторы нацелены, прежде всего, на то, чтобы при наступлении несчастных случаев найти коренные их причины.
При расследовании несчастных случаев оценка профессиональных рисков проверяется в первую очередь. С этой целью для инспекторов разработали специальную методичку, расследование согласно которой начинается с изучения системы управления охраной труда и исследования именно той опасности, которая была реализована при несчастном случае. После этого проверяют, проводил ли работодатель идентификацию опасности, непосредственно саму оценку рисков и мероприятия по их снижению. Для проверки запрашиваются документы внутреннего контроля и другие документы, то есть осуществляется переход от конкретной опасности ко всем остальным процедурам.
Работодателей часто интересует такой вопрос: управление профрисками было организовано, но своевременно выявить опасность, которая была реализована при несчастном случае, не получилось, будет ли действовать в этом случае некий смягчающий режим? Анализ интервью должностных лиц показывает, что в данном случае позиция достаточно четкая, и она заключается в том, что в таком случае идентификацию опасностей провели ненадлежащим образом, поэтому административная ответственность в любом случае наступит.
В отношении уголовной ответственности для должностных лиц по каждому конкретному случаю решение будут принимать следственные органы Следственного комитета России. Они проведут экспертизы и анализ причинно-следственной связи между нарушением и фактом причинения вреда здоровью работника. Если работодатель не организовал управление профрисками и в организации произошел несчастный случай, отсутствие процедуры оценки рисков будет являться отягощающим фактором для работодателя.
Инспекторы ГИТ будут проверять наличие оценки рисков не только в случае тяжелых и смертельных несчастных случаев, но и при проведении дополнительного расследования легкого несчастного случая. Дополнительное расследование проводится в том случае, если работодатель нарушил процедуру расследования, например, неправильно установил причины несчастного случая, и по заявлению пострадавших.
Профриски и плановая проверка
Инспектор государственной инспекции труда не имеет права оштрафовать работодателя за отсутствие оценки профрисков во время плановой проверки, так как имеются утвержденные проверочные листы, и сверх того, что в них указано, инспектор смотреть не вправе. Сейчас, если нарушение выходит за рамки проверочных листов, но локальные документы проверяемого предприятия не соответствуют закону, работодатель не проводит управление профрисками, а жизнь и здоровье работников находится под угрозой, инспектор оформляет служебную записку, и согласно ст. 360 ТК РФ назначается внеплановая проверка.
В настоящее время ВНИИ труда при Минтруде анализирует правоприменительную практику, на основе которой впоследствии предполагается изменить содержание проверочных листов.
По требованию трудового законодательства работодатель обязан ознакомить сотрудников с условиями труда на рабочем месте.
Профриски и трудовые договоры
Что касается внесения результатов оценки профессиональных рисков в трудовые договоры, то анализ интервью должностных лиц профильных надзорных органов указывает на то, что данное требование является избыточным, так как это значительно усложняет документооборот. Надзорные органы придерживаются такой точки зрения, что работника необходимо ознакомить с перечнем опасностей, которые ему угрожают, сделав ссылку на локальный документ, где они содержатся, например, на реестр опасностей или карту оценки рисков.
По требованию трудового законодательства работодатель обязан ознакомить сотрудников с условиями труда на рабочем месте. В первую очередь в трудовой договор вносятся сведения о классе условий труда, который устанавливается по результатам специальной оценки (далее спецоценка). Но этого недостаточно. Согласно ст. 209 ТК РФ условия труда — это совокупность вредных и опасных производственных факторов производственной среды и трудового процесса, а при спецоценке оценивают влияние вредных факторов, поэтому у работодателя была и остается обязанность ознакомить сотрудников с опасными производственными факторами.
Профриски и инструкции по ОТ
У работодателей часто возникает вопрос: нужно ли вносить результаты оценки профрисков в инструкции по охране труда, так как в них часто включают сведения о вредных и опасных производственных факторах? По требованиям трудового законодательства работодатель обязан во время проведения инструктажа поставить работника в известность об условиях труда на его рабочем месте, но так как работодатель должен устранять профессиональные риски или снижать их уровень, то, по сути, необходимо постоянное внесение изменений в инструкции по охране труда. Чтобы этого избежать, эксперты советуют включить информацию о профрисках в программу проведения инструктажа.
Менеджмент риска
Необходимо отметить, что у законодателей и надзорных органов нет четких требований к тому, какие локальные документы должен разработать работодатель, чтобы организовать управление профрисками на своем предприятии или в организации.
В настоящий момент нет и утвержденной методики по выявлению и оценке рисков. Поэтому при нынешних проверках рассматривается любой вариант, разработанный на предприятии. Это одновременно и плохо, и хорошо для работодателя. С одной стороны, нет точных рекомендаций к действию, с другой — полная свобода выбора. То есть работодатель вправе проводить управление профрисками в том виде, который считает нужным. При этом он должен прописать регламент процедуры системы управления охраной труда (далее СУОТ), так как это предусматривает Типовое положение о системе управления охраной труда (утверждено приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 г. № 438н).
Планируется тщательное изучение практики применения чек-листов и удаление из них тех пунктов, на которые работодатели дают пустые ответы и только перегружают инспекторов.
Перечень возможных опасностей работодателю предлагают взять из п. 35 Типового положения о СУОТ, а при необходимости дополнить его. Для выбора удобного для своей организации метода оценки профессиональных рисков или их комбинацию можно использовать ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска». Чтобы установить ориентиры в системе управления профрисками, рекомендуется использовать ГОСТ Р 54934–2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья», а «разобраться» в терминологии призван ГОСТ Р 51897–2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения».
Таким образом, у работодателей должен быть перечень опасностей, а также перечень оцененных рисков, но какие для этих документов будут разработаны формы, в настоящее время значения не имеет.
Совершенствование чек-листов
Цель внедрения проверочных листов и внедрение новых систем контроля — сокращение числа пострадавших на рабочих местах. Для этого работодатель должен выстроить систему управления охраной труда и обеспечить ее функционирование. Какие он выберет для этого методы, как он организует контроль — личное решение работодателя.
Проверочные листы позволяют проверить только те элементы системы производственной безопасности, которые действительно важны. Если в организации нет несчастных случаев, на работодателя не поступает жалоб от работников, значит система работает без сбоев, и надзорным органам не нужно проверять сам процесс. В случаях если угроза жизни и здоровью работников существует, будет проведена внеплановая проверка, где инспекторы не будут ограничены рамками чек-листов.
В настоящее время проверки по чек-листам имеют недолгую практику, но анализ имеющейся на сегодняшний день информации позволяет сделать вывод о том, что законодатели и инициаторы данного нововведения нацелены на совершенствование системы.
Рострудом будут внесены предложения по изменению содержания чек-листа № 31 по СУОТ (приложение 31 к приказу Роструда от 10.11.2017 г. № 655). Также в проверочные листы будут добавлены пункты по управлению профрисками.
Кроме того, планируется тщательное изучение практики применения чек-листов и удаление из них тех пунктов, на которые работодатели дают пустые ответы и только перегружают инспекторов. Планируется также пересмотреть проверочные листы, которые ссылаются на уже неактуальные правила и отойти от ссылок на конкретные реквизиты нормативных правовых актов. На данный момент объявлена «Регуляторная гильотина», которая в ближайшее время повлечет за собой много изменений в нормах и правилах по охране труда и производственной безопасности.
Проверка по-новому
В ходе проверок будет производиться оценка соответствия локальных документов работодателя тому, что происходит на его производственных площадках. Будет дана оценка разработанным для устранения или снижения уровня профрисков мероприятиям и оценены меры, которые уже предпринимаются работодателями для управления профрисками. Блок-схема Роструда, которую будут использовать для проверок, представлена ниже.
В кругу специалистов по охране труда давно уже ходят слухи о том, что работодателя освободят от плановой проверки Гострудинспекцией, если он добровольно пройдет ее через портал «Онлайнинспекция.рф».
В настоящее время Роструд внедрил механизмы добровольной самопроверки через сервис «Электронный инспектор» на портале «Онлайнинспекция.рф». Благодаря этому сервису работодатели могут в любое время абсолютно бесплатно пройти самопроверку, чтобы узнать, нарушают ли они трудовое законодательство.
Предполагается, что по результатам они получат заключение и рекомендации, которые позволят заранее подготовиться к проверке инспекции и устранить нарушения. Такие изменения могут внести в раздел Х Трудового кодекса РФ, но пока утвержденного документа нет, и об этом говорить рано.
Перспективы
Планируются изменения в контрольно-надзорной деятельности за соблюдением трудового законодательства; установленного порядка расследования и учета несчастных случаев; требований законодательства Российской Федерации о спецоценке; требований, которые обеспечат права работников на получение обеспечения по страхованию после несчастных случаев и профзаболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.
Разработаны, но не утверждены регламенты по осуществлению государственной экспертизы условий труда; по информированию и консультированию; по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, например, в случаях несогласия работника с результатами проведения спецоценки на его рабочем месте, а также по жалобам работодателей на действия или бездействие организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Все нововведения и внесение изменений в действующее законодательство направлены, прежде всего, на сохранение человеческой жизни.
Требование времени
К сожалению, специалистами отмечается сохранение на некоторых предприятиях низкой культуры безопасности. Но подход к обеспечению безопасности кардинально меняется.
Вспоминают, что в советское время у работников одной профессии были одинаковые должностные обязанности и возможные риски, так как применяли одинаковое оборудование. Поэтому раньше проф-риски изучали и управляли ими на уровне государства, например, разрабатывали типовые инструкции, которые могли применять любые предприятия. Сейчас такой подход нежизнеспособен.
Огромное количество разнообразного оборудования, различия в технологических процессах заставляют работодателей принимать решения на локальном уровне в зависимости от конкретных условий и специфики своего предприятия. Для этого в организациях должны работать квалифицированные специалисты по охране труда, которые будут принимать самостоятельные решения и смогут выстроить и поддерживать функционирование системы управления охраной труда. К сожалению, специалистов, которые готовы перейти к новым моделям, в настоящее время не так много. Требуется качественно новый подход к программам обучения по техносферной безопасности.