Забота об охране окружающей среды является одной из приоритетных задач ООО «Газпром трансгаз Чайковский». В этом году из-за санитарно-эпидемиологической обстановки предприятию пришлось скорректировать количество мероприятий по охране природы. Тем не менее газовики, как и в прошлые годы, выходили на уборку территорий от мусора, посадку саженцев, проводили работы по благоустройству парков и мест отдыха людей.

Статья находится в свободном доступе благодаря Газпром Трансгаз Чайковский

«Татнефть» разделяет мировую озабоченность по изменению климата, расширяет периметр добровольной ответственности, участвуя в реализации глобального договора ООН, принципов и целей устойчивого развития. Компания обновила корпоративную экологическую политику, дополнив ее приоритетами по предотвращению изменения климата и снижению углеродного следа, и ставит целью снизить выбросы парниковых газов к 2030 г. на 20 % с дальнейшим переходом  к углеродной нейтральности. 

Статья находится в свободном доступе благодаря ГК «ТАТНЕФТЬ»

08.07.2020 г. Минюстом России зарегистрирован Приказ Росприроднадзора от 29.05.2020 г. № 585 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов 
опасности».

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 10 (163), октябрь, 2020
В номере:

Теги

Синергетический эффект и бенчмаркинг: государство ищет новые пути к снижению энергоемкости экономики

НОВАК Александр Валентинович, министр энергетики  Российской Федерации

НОВАК Александр Валентинович
министр энергетики Российской Федерации

Номер журнала: 

Рубрика: 

С одной стороны, в стране создана законодательная инфраструктура, продвигающая тему энергосбережения. Но, судя по всему, она недостаточно конструктивна и, как показывает опыт, необходимы дополнительные стимулы для развития  стратегии. Последние активно предлагаются Минэнерго России. Сразу несколько инициатив выдвинуты сегодня для того, чтобы уход от энергоемкой экономики стал национальной идеей не на словах, а обеспечил действительно реальный революционный эффект.
Тема «проблемной энергоэффективности» не имеет права на продление, — считают в Минэнерего России. Для перехода к более качественной политике предлагаются такие инструменты, как мониторинг и внедрение зарубежного опыта.
Наиболее перспективной в этой связи, с большими претензиями на успех, можно считать инициативу, связанную с Программой ТОП-500. Напомним, что, к примеру, в Китае создана подобная топ-программа, которая предполагает заключение целевых соглашений с 500 самыми крупными предприятиями. Подобная практика используется в КНР, где до 2015 года действует программа ТОП-10 000, охватывающая более 10 000 промышленных предприятий, 1800 муниципальных зданий и 160 транспортных компаний, потребляющих в совокупности 2/3 энергии всей страны. Государство ожидает, что за счет внедрения программы будет достигнуто сокращение энергопотребления на 18-22 %.
Справедливости ради стоит заметить, что в России уже существует опыт заключения подобных целевых соглашений, например, четырехстороннего соглашения, связанного с модернизацией нефтеперерабатывающего комплекса. Очевидно, эту практику необходимо  развивать, и довольно активно.

Для минимизации энергоемкости экономики необходим бенчмаркинг. Он предусматривает сравнение затрат между разными сетевыми организациями на содержание одной единицы сетей. Разница большая: одни содержат километр за 100 рублей, а другие за 300-400 рублей. И этот наиболее эффективный подход должен учитываться для всех предприятий при тарифном регулировании. Это даст возможность сок-ращать издержки на содержание сетей, обновлять основные фонды.

Следующий шаг, который, по мнению специалистов Минэнерго, важно сделать для модернизации сферы энергоэффективности, касается экологического регулирования. Сегодня нужно признать необходимость введения требований для эксплуатируемого в отрасли оборудования и запрета на использование отдельных технологий. В качестве примера: директивы Евросоюза содержат подобные стандарты и распространяются на 40 видов оборудования. Так, в Германии введен техрегламент требований по снижению выбросов CO2, который при превышении предприятием норм предусматривает увеличение налогов. 
Существуют успешные модели Европейского союза, США, Китая и Японии, где применяется стимулирующее сбережение ценообразования на энергоресурсы, и существует развитая система технического и экологического регулирования. Китай, в частности, использует экономические стимулы повышения энергоэффективности — снижение налогов на прибыль или имущество.
Также Минэнерго выдвигает для обсуждения тему доработки госполитики в области энергоэффективности. В этом случае говорится, прежде всего, о системе энергоаудитов, механизме энергосервисных контрактов, кроме того, законопроектах, предусматривающих налоговые льготы при приобретении энергоэффективного оборудования.
Эти механизмы предлагается гармонизировать с международной практикой, ориентируясь, главным образом, на опыт стран Евросоюза.
Политику, связанную с энергосбережением, невозможно развить без кооперации государства с наукой и бизнесом. Здесь речь идет, в первую очередь, о совместной генерации мер по совершенствованию госстратегии,  так называемом синергетическом эффекте.
Серьезными мерами, которые могут создать мультипликативный результат, специалистами называются и такие факторы, как развитие благоприятного инвестиционного климата для привлечения бизнеса, взаимодействие с финансовыми институтами на основе частно-государственного партнерства, а также информационная и образовательная поддержка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Очевидно, что сфере, касающейся минимизации энергоемкости экономики, необходим, кроме прочего, бенчмаркинг. «Он предусматривает, — поясняет глава Минэнерго России Александр Новак, — сравнение затрат между разными сетевыми организациями на содержание одной единицы сетей, например, на содержание одного километра напряжения сети. Разница большая: одни содержат километр за 100 рублей, а другие — за 300-400 рублей. И этот наиболее эффективный подход должен учитываться для всех при тарифном регулировании. Наша задача — сделать официальным требованием проведение такого бечмаркинга при формировании тарифов для сетей. Это даст возможность сокращать издержки на содержание сетей (в конечном итоге, лишние деньги, которые платит население), обновлять основные фонды, перенаправляя данные средства на новое строительство, модернизацию сетей, снижение износа».
Помимо новаций необходимо применение и таких традиционных рычагов, как инвестирование. Весьма значимо, что в федеральном бюджете текущего года предусмотрено софинансирование региональных программ по энегоэффективности — объем средств составляет 5,7 млрд руб. «При предоставлении субсидий субъектам Федерации приоритеты будут отдаваться комплексным мерам, а не «латанию дыр», — отмечают в профильном Министерстве. 
Существует еще один барьер, который важно преодолеть для достижения масштабных, а не точечных результатов в вопросах снижения энергоемкости экономики. Современное законодательство РФ не позволяет в полной мере обеспечить государственные органы информацией о деятельности компаний ТЭК. В итоге сложилась ситуация, когда госорганы, осуществляющие функции в этой сфере, не обладают оперативной и пообъектной информацией. Для решения задач принят закон «О ГИС ТЭК», который направлен на повышение эффективности работы  госорганов с помощью информационной системы ТЭК. 
Сегодня ресурс закона о системе используется не в полном объеме, однако в этом направлении делаются определенные шаги. В результате ожидается, что ГИС сформирует объективную картину, отражающую состояние ТЭК, позволит стратегически планировать функционирование отрасли, а также создаст условия для энергоэффективного и энергобезопасного развития экономики. «В целом,  — констатируют сегодня эксперты Минэнерго, — программу повышения энергоэффективности следует рассматривать в качестве инструмента, управляющего модернизацией». Вызванный в результате стимулирования энергоэффективности приток инвестиций, повышение конкурентоспособности российской продукции и новые высокопроизводительные рабочие места позволят обеспечить 2-3 % ежегодного прироста ВВП. 

Все статьи рубрики