ЭкоТурФестиваль вновь собрал молодых работников «Татнефти» и сервисных управляющих компаний. Любителей туризма поляна Азнакаевского района встретила самобытной красотой природы и замечательной погодой. Здесь они провели три дня, насыщенных эмоциями, драйвом и… совсем без интернета, сообщает газета «Нефтяные вести».

Статья находится в свободном доступе благодаря ПАО «Татнефть»

В филиалах АО «Сетевая компания» прошли соревнования бригад электромонтеров по эксплуатации распределительных сетей. Специалисты подтвердили высокую квалификацию, отточили мастерство и обменялись рацпредложениями. Это очень важно, ведь в зоне их ответственности мощное электрохозяйство, от которого зависит стабильная работа тысяч предприятий и жизнедеятельность почти 4 млн жителей Республики Татарстан.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ»

Весной ООО «Газпром трансгаз Чайковский» традиционно дает старт участию работников предприятия в разного рода экологических акциях. Так, в мае газовики поддержали всероссийскую акцию «Зеленая весна», международную акцию «Сад памяти» и провели в Чайковском собственную акцию «Зеленый город».  Всего в экологических акциях предприятия приняли участие более двух с половиной тысяч человек.

Статья находится в свободном доступе благодаря Газпром Трансгаз Чайковский

Свежий номер

№ 07 (184), июль, 2022
В номере:

Теги

Проблемы противопожарной защиты объектов хранения авиационного топлива

Шанин Владимир Александрович, магистрант кафедры пожарной безопасности технологических процессов и производств ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России»

Шанин Владимир Александрович
магистрант кафедры пожарной безопасности технологических процессов и производств ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России»

Номер журнала: 

Рубрика: 

Авиатранспорт занимает важное место в системе внутренних и международных перевозок. При этом специалисты МЧС обращают внимание на пожарную опасность топливных баз горюче-смазочных материалов, которые используются для самолетов, а также предупреждают о возможных причинах возгораний на таких базах и тяжелых последствиях пожаров на них.

В единой транспортной системе РФ авиатранспорт занимает стабильно прочное место (рисунок 1). 
Воздушный транспорт, как правило, задействуют в тех случаях, когда проблематично осуществить доставку груза до пункта назначения железнодорожным, морским или автомобильным транспортом, а также, если время доставки имеет особенно важное значение. 

Проблема хранения авиатоплива

Большую роль в обеспечении авиаперевозок занимает своевременная заправка воздушных судов авиатопливом. В связи с этим специализированные склады хранения авиационного топлива располагаются недалеко от аэропортов и аэродромов. 
Для хранения нефти и нефтепродуктов на этих складах чаще всего используются резервуары вертикальные со стационарной крышей (РВС). На их долю приходится до 60 % всех капитальных вложений объектов нефтяного комплекса. 
Пожарная нагрузка топливных баз ГСМ заключается в значительном объеме одновременно хранимых светлых нефтепродуктов (авиационных бензинов) в стальных вертикальных и горизонтальных резервуарах, размещенных на небольшой территории и незначительном удалении резервуаров друг от друга. Вследствие этого пожары на топливных базах, как правило, быстро развиваются и трудно тушатся. 

Типичные аварийные ситуации

В 2019 г. на ОПО нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производств и объектах нефтепродуктообеспече­ния произошло 19 аварий и восемь случаев смертельного травматизма. В связи с нарушениями на топливных базах, в зависимости от состояния материально-технической базы, наиболее часто происходят следующие аварийные ситуации: 
- разгерметизация резервуаров непосредственного хранения топлива или технологических трубопроводов; 
- потеря герметичности насосного оборудования; 
- неисправность заправочных станций; 
- возгорание из-за нарушения пожарной безопасности сотрудниками организации. 
Пожары на объектах хранения нефтепродуктов характеризуются большой скоростью распространения пламени, высоким тепловым излучением, и, как правило, сопровождаются взрывом паровоздушной смеси. Возникший пожар склада ГСМ может нанести значительный экономический и экологический ущерб, нарушить расписание движения авиатранспорта и сопровождаться, к сожалению, гибелью и травмами граждан.

Алгоритм анализа аварий

Для предупреждения аварийных ситуаций на топливных базах важно правильно рассчитать пожарные риски и своевременно проводить необходимые противопожарные мероприятия. С этой целью проводится анализ условий возникновения и развития аварийных ситуаций.
 Условия возникновения и развития аварий позволяют выявить их особенности, на основании которых строятся «деревья отказов» (рисунок 2). 
где:
1— воздействие ударной волны взрыва от рядом находящегося резервуара; 
2 — неисправность элементов запорной арматуры, разных соединений; 
3 — ошибочные действия обслуживающего персонала;  
4 — внутренние неисправности; 
5 — разогрев корпуса рядом находящегося резервуара; 
6 — неисправность защитного слоя;    
7 — большая температура внешней среды; 
8 — неисправность предохранительного клапана.
Для анализа условий аварийной ситуации, оценки вероятности реализации поражающих факторов строят «деревья событий» (рисунок 3), рассчитывают пожарные риски  и сравнивают их с допустимыми значениями. При необходимости проводят компенсирующие мероприятия.
Важно отметить, что проблема противопожарной защиты объектов, предназначенных для хранения нефтепродуктов, возникает с момента начала их строительства. Поэтому обеспечение требуемого уровня пожарной безопасности складов ГСМ является приоритетной задачей любой топливной базы.

Литература

1. Воронин С.В., Скрипник И.Л., Кадочникова Е.Н.  Анализ снижения пожарной опасности резервуарных парков // Научно-аналитический журнал. Проблемы управления рисками в техносфере, № 4 (48). — 2018.
2. Воронин С.В., Скрипник И.Л. Некоторые способы уменьшения последствий пожаров на нефтебазах // Сборник статей по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции «Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Обеспечение комплексной жизнедеятельности населения», 27 сентября 2017 года. – Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России.
3. А.Ю. Андрюшкин, И.Л. Скрипник, Е.Н. Кадочникова. Способ повышения безопасности использования корпусных деталей нефтеперерабатывающего оборудования // Научно-аналитический журнал. Вестник Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России. № 2. – 2017.  
4. Скрипник И.Л. Некоторые вопросы снижения пожарной опасности резервуарных парков// Современные пожаробезопасные материалы и технологии: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной году культуры безопасности, Иваново, 19 сентября 2018 года, Часть II. – Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017.
5. А.В. Иванов, В.И. Михайлова, И.Л. Скрипник. Повышение надежности пожарной техники в условиях теплового воздействия при горении нефтепродуктов  // Надежность и долговечность машин и механизмов: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 13 апреля 2017 г. — Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017.
6. Бобровская Т.А., Ивахнюк Г.К., Скрипник И.Л. Управление пожарными рисками при осуществлении технологического аудита на предприятиях судоремонтного комплекса // Научно-аналитический журнал. Вестник Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России. № 1(2018). – 2018. 
7. Скрипник И.Л., Воронин С.В., Каверзнева Т.Т. Моделирование сценариев развития чрезвычайных ситуаций и расчет риска в типовом резервуарном парке нефтебазы // Научно-аналитический журнал. Вестник Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России. № 4 (2019). – 2019. 
8. А.В. Иванов, И.Л. Скрипник, С.В. Воронин. Уменьшение процесса коррозии металла при воздействии переменного частотно-модулированного сигнала // Научно-аналитический журнал. Проблемы управления рисками в техносфере, № 1 (49). — 2019.
9. Скрипник И.Л. Предложения по снижению риска на опасных производственных объектах // Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности: сборник научных статей шестой международной научной конференции. 29-30 июня 2020  г. Часть 1. – Казань: ООО «Конверт».

Все статьи рубрики