Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

июль 2020

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Правительство РФ утвердило дорожную карту по введению раздельного сбора отходов (РСО), разработанную Минприроды России. Цель  плана – повысить экономическую эффективность системы обращения с отходами для бизнеса и добиться снижения стоимости платежей для граждан.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал
Игошин  Виктор Викторович, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов  в сфере экономики  и соблюдением прав  предпринимателей Управления по надзору  за исполнением федерального  законодательства   прокуратуры Удмуртской Республики, советник  юстиции, кандидат  юридических наук

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции руководством Российской Федерации приняты меры к ограничению возможности проведения в 2020 г. контролирующими органами проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В прокуратуре Удмуртской Республики разъяснили особенности осуществления государственного надзора. 

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал

Для АО «ТАИФ-НК» экологическая безопасность и охрана окружающей среды — обязательные условия успешного функционирования и развития бизнеса. Вопросы бережного отношения к природе руководство предприятия относит к корпоративным приоритетам высшего порядка.
 

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК»

Теги

Предприятия нефтехимии и нефтепереработки нуждаются в постоянном контроле

ПЕТРОВ Борис Германович, руководитель Приволжского управления Ростехнадзора

ПЕТРОВ Борис Германович
руководитель Приволжского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

Анализ выявленных за I полугодие 2012 года нарушений норм и правил по промышленной безопасности на объектах нефтехимии и нефтепереработки показывает, что их количество по сравнению с 2011 года снизилось. Если за 6 месяцев 2011 года было выявлено 1596 нарушений, то за аналогичный период 2012 года — 841.
Основное количество замечаний инспекторов относится к техничес-кой безопасности, что составляет 75 %, к организации профилактической работы — 5 %, к оформлению технической документации — 20 %. Большое количество нарушений по технической безопасности свидетельствует о недостаточной требовательности служб производственного контроля (ПК).
В течение полугода Управлением была продолжена работа по лицензированию деятельности предприятий и организаций, эксплуатирующих опасные производства и объекты. Опыт работы в данной сфере показывает, что наличие лицензий дисциплинирует предприятия, повышает их персональную ответственность в решении технических вопросов, направленных на модернизацию, внедрение новых видов оборудования и технологических процессов. Государственными инспекторами в отчетном периоде 2012 года проведено 16 проверок соблюдения лицензионных требований и условий, выявлено 32 нарушения, наложен один административный штраф.

80 %-ный порог
На поднадзорных предприятиях нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности эксплуатируется около 15 120 технических устройств, из них у 12 360 истек установленный срок эксплуатации, что составляет 80 %. Проведено техническое обследование и установлен ресурс дальнейшей безопасной эксплуатации 9680 единиц технических устройств, причем для 60-70 % — пов-торно.
К сожалению, качественное диаг-ностирование стареющего оборудования (а на поднадзорных предприятиях около 80 % всего оборудования перешагнуло расчетный срок эксплуатации) не может быть панацеей от аварий и инцидентов. На крупных предприятиях, где диагностирование начато еще в начале 90-х годов, часть оборудования продлевалось уже по 3-5 раз.
В настоящее время главная задача — объективно оценить запас прочности оборудования и с целью предотвращения несанкционированных отказов превентивно вывести  из эксплуатации исчерпавшие свой ресурс механизмы. Необходимо при вводе вновь построенных производств старые выводить из эксплуатации.
Однако не во всех организациях работа по диагностированию оборудования находит понимание у руководства. Если на предприятиях нефтехимического и химического комплекса эта работа ведется в основном своевременно и планомерно, то на предприятиях, эксплуатирующих объекты нефтепродуктообеспечения, мазутные хозяйства (в основном, это небольшие котельные, в которых мазут используется как резервное топливо), работа проводится медленными темпами. Обследования, проводимые государственными инспекторами, показывают, что на этих предприятиях эксплуатируются резервуары, трубопроводы, насосы, отработавшие расчетный срок эксплуатации. При этом у большинства из них отсутствует положительное заключение специализированной организации о продлении ресурса работы.
Необходимо отметить, что и замена оборудования на поднадзорных предприятиях ведется крайне неэффективно. Так, в крупных компаниях в год заменяется 5-6 % оборудования, а на предприятиях, эксплуатирующих объекты нефтепродуктообеспечения, мазутные хозяйства, склады ГСМ — не более 1 %, и то только по факту выхода его из строя. Необходимо реальное и скорейшее обновление фондов.
Положительная картина по состоянию оборудования на крупных, устойчиво функционирующих нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятиях складывается, в основном, за счет строительства новых производств. Так, в 2012 году продолжилась реконструкция НПЗ и Завода бензинов ОАО «ТАИФ-НК», строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ОАО «ТАНЕКО», на стадии завершения находится строительство завода по получению АБС-пластика ОАО «НКНХ», закончена реконструкция этиленовых производств завода «Этилен» (ОАО «Казаньоргсинтез»). 
Темпы реализации программ технического перевооружения, реконструкции и модернизации в последние годы остаются стабильно высокими. Так, производства ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамснефтехим» пос-ле проведения реконструкции, за некоторым исключением, отвечают требованиям норм и правил. Анализ показывает, что выполнение мероприятий по доведению норм и правил до требуемого уровня на крупных предприятиях осуществляется на 75-80 %.

Управление рисками ЧС 
Эффективность действий по локализации аварийных ситуаций, ограничению их масштабов, прежде всего, определяется их оперативностью и профессионализмом лиц, учас-твующих в аварийно-спасательных работах. 
В этих условиях наиболее эффективными являются нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ), образованные из числа персонала предприятия, знающие компоновку схем, позиции плана локализации аварийной ситуации (ПЛАС) и особенности технологических процессов, способные практически незамедлительно включаться в локализацию аварийной ситуации. В связи с этим НАСФ играют ключевую роль при локализации аварийной ситуации на ее начальной стадии.
Отсутствие подготовленных, оснащенных и прошедших аттестацию неш-татных аварийно-спасательных формирований на предприятиях, эксплуатирующих взрывопожароопасные производства, снижает готовность к локализации и ликвидации аварий. В нас-тоящее время свидетельство на право проведения аварийно-спасательных работ имеют НАСФ ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «НефтеХимСэвилен», ОАО «Татхимфармпрепараты», ОАО «Арскнефтепродукт» и 11 предприятий, входящих в состав ОАО ХК «Татнефтепродукт» и др.
Если на крупных нефтехимических предприятиях в основном созданы формирования, или заключены договоры с представителями профессиональных служб, то на предприятиях, эксплуатирующих мазутные хозяйства, нефтебазы, со значительной удаленностью от мест дислокации профессиональных АСФ, данный вопрос не находит своего решения. В организациях отсутствует аварийный запас материальных средств и сил, с персоналом не проводятся занятия по возможным сценариям развития аварийных ситуаций, по правилам работы в кислородно-изолирующем противогазе.
Руководителям предприятий выданы предписания о необходимости создания неш-татных аварийно-спасательных формирований. За допущенные нарушения требований промышленной безопасности в час-ти создания, обучения и аттестации НАСФ восемь руководителей и специалистов различных предприятий привлечены к административной ответственности в виде штрафа.

Производственный контроль
Проведенные контрольные мероприятия показывают, что системы управления промышленной безопасностью внедрены и функционируют, в основном, на крупных предприятиях: ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Казанский завод СК», ОАО «Хитон», ОАО ХК «Татнефтепродукт» и др. 
В данных компаниях организован и действует производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Однако, сбору и анализу информации о состоянии условий промышленной безо-пасности в цехах и подразделениях, разработке и реализации мероприятий по совершенствованию систем управления промышленной безопасностью должное внимание не всегда уделяется.
К сожалению, на предприятиях с численностью работающих 15-20 человек внедрить систему управления промышленной безопасностью практически невозможно. К ним относятся компании, имеющие в своем составе склады ГСМ, мазутные хозяйства,  расположенные в сельских районах. 
В таких организациях обязанности лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возложены на главного инженера (имеющего, как правило, образование, несоответствующее профилю работы). В связи с этим работа по осуществлению производственного контроля проводится нерегулярно, отсутствуют графики обследований, не проводится анализ выявленных нарушений.
Обследования, проводимые государственными инспекторами, показывают, что на отдельных предприятиях производственный контроль проводится формально. Оперативные, целевые и комплексные обследования, осуществляемые работниками ведомственного надзора и производственного контроля, носят поверхностный характер, отсутствует анализ выявленных нарушений. 
За квартал на одного работника выявляется всего 9-10 нарушений, работа объектов, эксплуатируемых с нарушениями требований правил, не приостанавливается. Учитывая, что служба производственного контроля подчинена руководству предприятия, она не располагает возможностью кардинально влиять на положение дел в области промышленной безопаснос-ти.
Приволжским управлением Рос-технадзора руководителям предприятий было предложено принять меры по повышению эффективного функционирования системы управления промышленной безопасностью на своих предприятиях, в первую очередь, обратив внимание на выполнение работниками служб производственного контроля возложенных на них обязанностей, плана работ, проведения анализа состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах и т. д.
В свою очередь, со стороны инспекторского состава ведется постоянный надзор за осуществлением производственного контроля на ОПО.
Проводимая работниками отдела контрольно-профилактическая работа позволила стабилизировать сос-тояние промышленной безопасности на поднадзорных предприятиях неф-техимии и нефтепереработки по воп-росампромышленной безопаснос-ти. В целом состояние промышленной безопасности на объектах данной сферы можно оценить как удовлетворительное.
Для улучшения состояния промышленной безопасности при эксплуатации технических устройств на ОПО необходимо обновление и реконструкция производственных фондов, а также замена и модернизация технических устройств, применение более безопасных технологий, оснащение служб предприятий средствами экспресс-анализа газовоздушной среды в местах проведения работ повышенной опасности, системами автоматического наб-людения (мониторинга) за состоянием работающего оборудования, в том числе с использованием методов неразрушающего контроля, обеспечение персонала и специалистов современными средствами индивидуальной защиты, в первую очередь, спецодеждой из термостойких материалов.
Необходимо ужесточить контроль за выполнением мероприятий по доведению ОПО до требований норм и правил, выполнением капитальных ремонтов технических устройств на ОПО, своевременным проведением экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений, обучением, аттестацией и допуском к самостоятельной работе производственного персонала. 
Самое главное — нужно осуществлять постоянный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на декларируемых опасных производственных объектах предприятий нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. 

Все статьи рубрики

Похожие статьи

Надзор за маломерными судами

МЧС России подготовило проект постановления Правительства РФ «Об утверждении положений о государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, государственном контроле (надзоре) за пользованием маломерными судами, классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях».

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал