Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

ПожароНЕбезопасны

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

26 августа 2008 года журнал «Промышленная и экологическая безопасность» при участии ГУ МЧС РФ по УР и ООО ИКЦ «Промтехбезопасность» провел семинар на тему «Обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации промышленных предприятий и объектов жизнеобеспечения».

Нормативные документы
Главный специалист Управления государственного пожарного надзора Риназ Рашитович Каримов в своей части семинара рассказал об основных федеральных законах, регламентирующих деятельность государственного пожарного надзора: ФЗ от 21.12 94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Постановлении правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 820 «О государственном пожарном надзоре», Административном регламенте (приказ от 1 октября 2007 г. N 517).     

Главный специалист Управления напомнил слушателям, что в соответствии с административным регламентом (приказ № 517) плановые проверки на предприятиях проводятся с периодичностью 1 раз в 2 года, основанием для внеплановых проверок может служить контроль исполнения предписаний, а также письменные обращения граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – при этом жалобы не должны быть анонимными и должны содержать контактную информацию.

В ходе семинара внимание было уделено и Федеральному закону №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». При этом Риназ Рашитович пояснил, что, несмотря на часто возникающие в ходе проверок вопросы о полномочиях инспектора в части привлечения представителей подконтрольных предприятий и самих предприятий как юридических лиц к административной ответственности, инспектор при выявлении нарушений пожарной безопасности не просто имеет право, а по закону обязан привлечь виновных к административной ответственности.

Также до сведения аудитории было доведено, что 4 июля 2008 года Государственной Думой РФ принят технический регламент «О требованиях пожарной безопасности», который начнет действовать уже весной 2009 года и будет основным документом, регламентирующим требования пожарной безопасности. Регламент позволит уйти от большого количества действующих сегодня нормативных документов (их насчитывается порядка 5000) по пожарной безопасности и облегчит процедуру проверок как для инспекторов Госпожнадзора, так и предпринимателей.

Основные требования в области соблюдения пожарной безопасности на промышленных предприятиях
Требования, предъявляемые надзорными органами МЧС РФ к техническому обеспечению пожарной безопасности, изложены в Правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). В соответствии с этим документом на каждом взрывоопасном, пожароопасном участке, цехе, складе должны быть разработаны и действовать инструктажи по соблюдению правил пожарной безопасности.

Все пожароопасные работы, проводимые на промышленных предприятиях,  должны быть оформлены нарядом-допуском. Руководитель объекта (например, начальник цеха) должен оформить наряд-допуск, согласовать его с пожарной охраной, в наряде-допуске должно быть указано, что сотрудники, выполняющие пожароопасные работы, прошли специальное обучение, знают требования пожарной безопасности при проведении работ, умеют пользоваться огнетушителями, веществами пожаротушения и т.д.

Во взрывоопасных помещениях, таких как склады ЛВЖ, производства, на которых применяется спирт, для предотвращения возможного взрыва работы должны осуществляться с применением искробезопасного инструмента. Также взрывоопасные помещения в обязательном порядке должны быть оснащены газоанализаторами.

Относительно содержания складских помещений все электроустройства (розетки, выключатели) должны быть вынесены за пределы склада. Если же их наличие требуется на территории объекта, устройства должны соответствовать классу зоны по правилам устройства электроустановок.

Важным для обеспечения безопасной эвакуации, сохранения здоровья и жизни людей является соблюдение пунктов № 40, № 53 ППБ-01-03, касающихся противопожарного содержания помещений и  путей эвакуации. Так, эвакуационные выходы, проходы, лестничные клетки, лифтовые холлы не должны быть загромождены, не допускается отделка путей эвакуации горючими материалами (пластиковыми панелями, ковролином и др.), установка глухих металлических решеток на окнах. В соответствии с пунктом № 52 ППБ-01-03 двери путей эвакуации должны открываться свободно, не допускается закрывание их на замок. Относительно промышленных предприятий, которые в большинстве своем являются режимными, на закрытых дверях размещается информация с указанием местонахождения ключа и номера телефона, по которому следует позвонить в случае возникновения пожара. 1 раз в 6 месяцев на предприятиях должны проводиться практические занятия по эвакуации людей, на которых, в том числе, должны отрабатываться мероприятия по оперативному открыванию дверей. Второй вариант для режимных организаций – размещение ключа в специальном ящике, находящемся под сигнализацией непосредственно у двери и автоматически открывающемся в случае возникновения пожара.

Административная ответственность
При  нарушении законодательства, норм и правил в области пожарной безопасности граждане, должностные и юридические лица несут административную ответственность.

Как рассказал Риназ Каримов, наиболее часто встречаются нарушения по следующим статьям  Кодекса административных правонарушений РФ:
- статья № 20.4 – «Нарушение требований пожарной безопасности» и в частности часть  1 статьи 20.4  «Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами»,
- статья  № 8.32 – «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах»,
- статья № 11.16 – «Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте».

Сумма штрафа по разным статьям и для разных категорий ответственных и юридических лиц колеблется от 500 рублей до 40 тысяч рублей. Например, по части 1 статьи 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами» сумма штрафа на сегодняшний день составляет для граждан – 500-1000 руб., должностных лиц – 1000-2000 руб., юридических лиц – 10 000-20 000 руб.

Проблемы есть, но они решаются
В интервью журналу «Промышленная и экологическая безопасность» Риназ Каримов рассказал, что в ходе плановых проверок на промышленных предприятиях республики выявляется до 200-300 нарушений требований пожарной безопасности. По нарушениям предприятия привлекаются к административному штрафу в размере до 40 тысяч рублей. Однако, как поясняет Риназ Каримов, зачастую большее воздействие оказывает не сумма штрафа, а сам факт, что предприятие было привлечено к административной ответственности как нарушитель требований ППБ. Так как владельцами некоторых предприятий Ижевска сегодня являются компании из других городов России, Госпожнадзор использует практику направления представлений о неудовлетворительном противопожарном состоянии предприятия собственнику организации, что является достаточно действенной мерой для последующего устранения нарушений и соблюдения правил ПБ.

Что касается основных нарушений правил пожарной безопасности на промышленных предприятиях Удмуртии, в первую очередь, Риназ Каримов отмечает проблему отсутствия системы оповещения. Если пожарная сигнализация установлена еще с советских времен, то системы оповещения персонала на предприятиях практически нет. Сегодня работа по оснащению цехов и отделов средствами системы оповещения и сигнализации организациями ведется. Но проблема в том, что в связи с большими площадями промышленных предприятий, и значительными финансовыми средствами, которые необходимо выделить для внедрения данной системы, единовременно выполнить работы по установке системы оповещения предприятие не может. Поэтому, считает Риназ Рашитович,  сегодня необходимо вести грамотную политику в области распределения средств между необходимыми производственными нуждами и решением вопросов пожарной безопасности, охраны труда.

«В рамках исполнения предписаний Госпожнадзором совместно с администрацией предприятий разрабатываются целевые программы на 5 лет, которые предполагают поэтапное устранение указанных нарушений», - говорит Риназ Каримов.
Актуальной проблемой пожарной безопасности на предприятиях остается отсутствие контейнеров для промасленных отходов, образующихся на производстве при использовании опила для устранения подтеков масла. Опил необходимо удалять в специальные контейнеры с закрывающимися крышками, на деле же он собирается в полиэтиленовые или бумажные мешки, что является грубым нарушением правил пожарной безопасности.

Общей проблемой для промышленных предприятий также остается курение персонала в не отведенных для этого местах. Некоторые организации уже применяют жесткие меры по пресечению данного нарушения. Например, в ОАО «ИжАвто» используются санкции вплоть до увольнения нарушителя.

Положительным моментом является тот факт, что все крупные промышленные компании, а также потенциально опасные объекты жизнеобеспечения города, такие как ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, подключены к пульту единой диспетчерской службы.
Сегодня, говорит Риназ Каримов, несмотря на имеющиеся проблемы, благодаря профилактической работе по соблюдению правил пожарной безопасности, пожары на предприятиях возникают нечасто. Однако единичные случаи все же есть. Поэтому общей задачей Госпожнадзора и организаций республики остается тесная совместная работа в области контроля и соблюдения требований и правил пожарной безопасности.

Безопасность – финансовая ответственность
В выступлении ведущего специалиста отдела пожарной безопасности ООО ИКЦ «Промтехбезопасность» Юрия Анатольевича Максимова серьезное внимание было уделено вопросам страхования опасных производственных объектов, а также созданию системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности.

Юрий Максимов рассказал, что в соответствии с поручением Президента РФ МЧС России совместно с федеральными органами исполнительной власти разработало Концепцию создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций в РФ.
В рамках ее реализации принят Федеральный закон от 22.07.08 №123 Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности», регламентирующий и вопросы в данной области.

Концепция предполагает создание экономических механизмов, которые будут стимулировать субъекты предпринимательства к повышению уровня безопасности объектов путем развития системы страхования; упрощение административных процедур и достижение их прозрачности; развитие системы экспертизы и оценки рисков, а также сокращение поля для коррупции в обществе.

Целью создания системы независимой оценки рисков является достижение приемлемого уровня безопасности предприятий, и в первую очередь опасных производственных объектов за счет включения в сферу оценки их безопасности наряду с органами государственного контроля (надзора) негосударственных организаций и экспертов по оценке рисков, действующих в рамках гражданско-правовых отношений. В процессе достижения данной цели государство освобождается от проведения мероприятий по контролю на ряде объектов защиты; обеспечивается сокращение расходов бюджетов всех уровней на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий в результате задействования механизмов страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам при эксплуатации опасного объекта.

Таким образом, главной целью системы независимой оценки рисков является перераспределение ответственности за нанесение вреда или причинение ущерба между государством и организациями, которые в ходе своей деятельности в результате техногенных чрезвычайных ситуаций могут нанести вред гражданам, их здоровью и имуществу.
В рамках создания  системы независимой оценки рисков планируется достижение следующих задач:
- повышение уровня безопасности объектов защиты путем включения в сферу оценки состояния их безопасности наряду с органами государственного надзора (контроля) независимых экспертных организаций и экспертов по независимой оценке рисков;
- снижение административной нагрузки на объекты защиты за счет сокращения количества проверок, осуществляемых органами государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также за счет изменения форм и методов надзорной деятельности;
- создание условий для страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте с учетом результатов независимой оценки рисков и оценки уровня безопасности объектов защиты.

С началом действия системы акцент деятельности государственного надзора должен сместиться в область проверки предприятий на наличие заключения независимой оценки экспертной организации, а также страхового полиса.
За государством сохранятся полномочия по надзору за критически важными для национальной безопасности страны предприятиями, особо ценными объектами культурного наследия России.

В настоящее время территориальными органами МЧС России по субъектам РФ формируется перечень опасных объектов, подлежащих независимой оценке рисков.

Создание системы независимой оценки рисков, принятие и реализация Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» позволит страховой отрасли России выйти на новые рубежи, полнее удовлетворять потребности в страховой защите граждан и предприятий различных форм собственности, что будет способствовать укреплению экономики, гражданской обороны и национальной безопасности РФ, считает Юрий Максимов.


 

Комментарий

Ранее лицензированием эксплуатации пожароопасных объектов занималось МЧС, а взрывоопасных - Ростехнадзор. В настоящее время лицензия единая, а лицензирующим органом является Ростехнадзор. 

 

Пермякова Надежда Валентиновна,
директор ООО "Ижица"

На данный момент сохраняется тенденция к ухудшению противоаварийной устойчивости опасных производственных объектов, категория которых установлена Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Связано это с продолжающимся процессом старения основных производственных фондов и технологий и отсутствием финансовых возможностей предприятий осуществить мероприятия, предусматривающие реконструкцию устаревших производств, замену не отвечающих требованиям промышленной безопасности оборудования, средств контроля и противоаварийной защиты.

 Приняты соответствующие меры государственного регулирования, и Постановлением Правительства РФ от 12 августа № 599 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, подготовленное Ростехнадзором совместно с МЧС России.

В Положении закреплен перечень лицензируемых видов работ и услуг, включающих в себя все виды деятельности, которые осуществляются на опасных производственных объектах и которые ранее лицензировались Ростехнадзором.
Положением предусмотрен перечень документов, которые необходимы для получения лицензии, это:
1)  Заявление о предоставлении лицензии, оформленное в порядке, установленном органами Ростехнадзора.
2) Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии (оригинал платежного поручения с синей печатью банка).
3) Копии учредительных документов предприятия, заверенных нотариусом или с предъявлением оригиналов.
4) Информация о профессиональной подготовке специалистов, включающая в себя:
- сведения о руководителях и специалистах осуществляющих заявленную деятельность;
- копии документов,  подтверждающих соответствующую установленным требованиям квалификацию;
- копия дипломов;
- протоколы проверки знаний в органах Ростехнадзора, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ОПО;
- протокола проверки знаний членов аттестационной комиссии;
- приказ о назначении ответственных лиц за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ОПО
- приказ о создании комиссии по проверке знаний.
5) Копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании взрывопожароопасного производственного объекта.
6) Копии разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств, выданных в установленном порядке Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
7) Копия договора страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
8) Акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию. Положительное заключение экспертизы по промышленной безопасности.

Для получения Положительного заключения экспертизы промышленной безопасности необходимо обратиться в аккредитованную организацию, имеющую лицензию на этот вид деятельности, и предоставить документы, подтверждающие готовность предприятия соблюсти все лицензионные требования, установленные Положением. Для чего предоставить следующие документы: План локализации и ликвидации аварийных ситуаций на объекте (ПЛАС); Положение о производственном контроле на предприятии, Декларацию промышленной безопасности ОПО, если это необходимо по ФЗ №116 и иные документы.

Все статьи рубрики