Правительство РФ утвердило дорожную карту по введению раздельного сбора отходов (РСО), разработанную Минприроды России. Цель  плана – повысить экономическую эффективность системы обращения с отходами для бизнеса и добиться снижения стоимости платежей для граждан.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал
Игошин  Виктор Викторович, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов  в сфере экономики  и соблюдением прав  предпринимателей Управления по надзору  за исполнением федерального  законодательства   прокуратуры Удмуртской Республики, советник  юстиции, кандидат  юридических наук

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции руководством Российской Федерации приняты меры к ограничению возможности проведения в 2020 г. контролирующими органами проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В прокуратуре Удмуртской Республики разъяснили особенности осуществления государственного надзора. 

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал

Для АО «ТАИФ-НК» экологическая безопасность и охрана окружающей среды — обязательные условия успешного функционирования и развития бизнеса. Вопросы бережного отношения к природе руководство предприятия относит к корпоративным приоритетам высшего порядка.
 

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК»

Теги

Обращение с отходами: изменения законодательства

ЯНЧУК Ольга Александровна, заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан

ЯНЧУК Ольга Александровна
заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан

Номер журнала: 

Рубрика: 

Кроме того, в 2014 году вступили в силу ранее принятые нормативные акты в области паспортизации отходов, ведения кадастра отходов, Федерального классификационного каталога отходов (далее — ФККО) и Государственного реестра объектов размещения отходов (далее — ГРОРО). Поговорим только о наиболее интересующих всех вопросах в области обращения с отходами с учетом последних изменений.
Итак, собственнику отходов необходимо обеспечить передачу отходов для размещения на объект, соответствующий установленным требованиям. Одно из основных требований к объекту размещения отходов — отсутствие негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, необходимо обратить внимание на запрет захоронения отходов на отдельных территориях, который связан с высоким риском загрязнения окружающей среды и угрозой жизни и здоровью человека либо порчей природных ресурсов. Так, п. 5 ст. 12 89-ФЗ от 24 июня 1998 года запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Лица, владеющие и эксплуатирующие объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе и после вывода ОРО из эксплуатации.
С 1 августа 2014 года вступил в силу приказ МПР РФ от 30 сентября 2011 года № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов». Первая версия Государственного реестра объектов размещения отходов была выпущена Росприроднадзором 1 августа 2014 года и утверждена приказом № 479. Практически ежемесячно выходят обновления и дополнения реестра. С актуальной версией ГРОРО, основных видах отходов, разрешенных к размещению на данных объектах, можно ознакомиться на сайте Росприроднадзора www.rpn.gov.ru в разделе «Государственный кадастр отходов». А в отношении объектов размещения отходов по территории Республики Башкортостан — на сайте Управления Росприроднадзора по РБ (rpnrb.ru). 
Необходимо отметить, что с ноября 2014 года с целью автоматизации процессов, ускорения рассмотрения документов Росприроднадзором введен специализированный программный комплекс по паспортизации отходов, в который непосредственно природопользователи вносят данные по паспортизации своих отходов, могут отслеживать все этапы прохождения согласования в режиме онлайн. 
Серьезные изменения происходят и в лицензировании деятельности по обращению с отходами. Федеральные законы № 93-Ф3 от 30 июня 2006 года, № 309-ФЗ от 30 декабря 2008 года, № 99-ФЗ от 4 мая 2011 года исключили лицензирование деятельности по обращению с отходами V класса опасности, а также деятельности по сбору, использованию, транспортировке отходов I-IV класса опасности. Но уже согласно Федеральному закону от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ 30 помимо деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности с 1 июля 2015 года к лицензируемым видам деятельности снова будет относитmся деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности.

О разрешительной документации по отходам

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, обязаны иметь всю необходимую разрешительную документацию. Сообщается, что в соответствии с нормами Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, товаров, в результате использования которых эти отходы образовались. При этом право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. 

К сожалению, в новой редакции федерального закона «Об отходах производства и потребления» убрана норма ч. 3 ст. 4, согласно которой «cобственник отходов I-IV классов опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности». Однако обязанность лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, подлежащую лицензированию, иметь лицензию никуда не делась, следовательно передача отходов I-IV класса опасности для сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения лицам, не имеющим лицензию на деятельность по обращению с отходами, будет являться незаконной.

На сегодняшний день в ГРОРО внесено 83 объекта размещения отходов, расположенных на территории Республики Башкортостан, в том числе 19 полигонов ТБО.

Порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства РФ № 632 от 28 августа 1992 года «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. При расчете платы необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 632 от 28 августа 1992 года. 
Изменениями в законодательстве наконец-то поставлена точка в жарком споре последних пяти лет в отношении определения плательщика платы за размещение отходов. Согласно ст. 16.1 федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 в редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 года, указано: «Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы». 
Также вносится изменение в периодичность внесения платы за НВОС: вместо квартальной — годовая, до 31 марта года, следующего за отчетным. В то же время ужесточается и ответственность — теперь штраф можно получить не только за несвоевременное внесение платы, но и за несданную, либо сданную с нарушением установленного срока декларацию по плате за негативное воздействие на окружающую среду. 

Все статьи рубрики

Похожие статьи

Надзор за маломерными судами

МЧС России подготовило проект постановления Правительства РФ «Об утверждении положений о государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, государственном контроле (надзоре) за пользованием маломерными судами, классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях».

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал