О проблемах создания системы контроля выбросов
Гиздатуллин Марат Рафисович
начальник отдела аналитического оборудования и сервиса Департамента контрольно-измерительных приборов и аналитического оборудования Научно-производственного предприятия «ГКС»
Номер журнала:
Рубрика:
Данным законом вводится классификация негативно влияющих на окружающую среду объектов, а также вносятся методы экономического стимулирования организаций, проводящих мероприятия по контролю и снижению вредного воздействия на окружающую среду с применением наилучших доступных технологий.
Категории объектов
Для начала приведем данное категорирование:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.
Критерии отнесения объектов к той или иной категории приведены в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
Категории будут учитываться при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, также от категории зависит необходимость получения специального экологического разрешения.
С 01.01.2018 г. вступает в силу п. 9 ст. 67 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ, в соответствии с которым объекты I категории, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в Государственный фонд данных Государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Минприроды уже составило перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 %. Данные предприятия в первую очередь должны оснастить свои источники загрязнений средствами автоматического контроля.
Стимулирующие коэффициенты
В целях стимулирования к проведению мероприятий по планомерному снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы с 01.01.2020 г. будут применяться стимулирующие коэффициенты:
«0» — при условии соблюдения технологических нормативов при сбросе или выбросе после внедрения наилучших доступных технологий и за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению в соответствии с технологическим регламентом;
«1» — при сбросе или выбросе загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, сбросов и за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение;
«25» — при сбросе или выбросе загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов и за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение;
«100» — применяются для объектов I и II категории за превышение установленных для них объемов или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ.
Проблемы экологического мониторинга
После принятия Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ специалисты, занимающиеся эксплуатацией измерительных приборов, столкнулись с проблемой — отсутствует нормативная документация, регламентирующая требования к автоматическим системам контроля выбросов и сбросов.
Одним из первых документов по принципам построения данных сис-
тем явился информационно-тех-нический справочник по наилучшим доступным технологиям «Общие принципы производственного экологического мониторинга и его метрологического обеспечения». При формировании этого документа, естественно, учитывался международный опыт, за основу был взят проект постановления Правительства РФ по списку компонентов для измерения, а также Приказ Минприроды России от 07.12.2012 г. № 425 (ред. от 05.07.2016 г.) «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений» в части требований к предельно допустимым погрешностям при контроле выбросов.
Необходимо обратить внимание, что в данном приказе Минприроды нормируется именно массовая погрешность системы, то есть необходимо проводить испытания в целях утверждения типа с определением погрешности измерений всей системы. Также в этом документе подчеркивается, что автоматические системы контроля должны реализовываться на газоанализаторах, использующих метод прямых непрерывных измерений, без применения расчетных и преобразующих методов, а также приборов с большим временем анализа, что накладывает ограничения на использование конверторов NOx и хроматографов.
Тема оснащения источников выбросов автоматическими системами контроля не случайно вызвала особый ажиотаж. В настоящее время на промышленных предприятиях страны таких систем очень мало, и в большинстве данные системы были установлены при осуществлении поставок технологических установок иностранными компаниями, так как в странах с развитой промышленностью дан-
ные системы являются неотъемлемой частью технологии. Текущее состояние системы экологического мониторинга России выявляет очевидные пробелы в деле экологической безопасности страны:
- общепринятое использование лабораторных методов контроля с очень высокой периодичностью измерений;
- отсутствие мобильных средств контроля окружающей среды;
- отсутствие непрерывных средств контроля выбросов и сбросов;
- отсутствие систем обработки данных контроля окружающей среды для прогнозирования и принятия корректирующих мер.
Выбор автоматических систем контроля
19.04.2017 г. вышел Указ Президента РФ № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». В нем указано, что повышение экологической безопасности Российской Федерации требует совершенствования, в первую очередь, аппаратно-технического обеспечения, расширения перечня контролируемых параметров, повышения оперативности и надежности получаемых данных наблюдений.
Упоминая тему аппаратно-технического обеспечения, необходимо также рассмотреть методику выбора принципов измерения загрязняющих компонентов и особенности эксплуатации оборудования автоматических систем контроля загрязнений.
При выборе приборов для измерения концентраций загрязняющих веществ (газоанализаторов) в первую очередь необходимо определиться с принципом измерения. В настоящее время доступно два:
- измерение с охлаждением и отбивкой влаги (холодный/сухой);
- измерение «горячей» пробы (горячий/влажный).
Критерием выбора между данными принципами измерения является наличие в составе анализируемого образца компонентов, способных растворяться в воде, т. к. в данном случае при применении принципа «холодный/сухой» нарушится «представительность» анализируемого образца. Это произойдет по причине того, что после извлечения пробы и последующими процессами подготовки к анализу — охлаждение и осушка пробы, часть компонентов растворится в воде, и таким образом не попадет в газоанализатор для анализа. Принцип измерения «холодный/сухой» относится к экстрактивному анализу (с отбором пробы). Также возможна установка газоанализаторов непосредственно в источник выбросов (Insitu-анализ), в этом случае мы говорим, что применяется «горячий/влажный» принцип. К данному принципу также относятся системы, работающие по варианту с извлечением пробы, но в «горячем» режиме, то есть после отбора пробы из источника выброса на протяжении всей линии доставки пробы сохраняются рабочие параметры технологического процесса.
При построении автоматических систем контроля выбросов необходимо учитывать особенности эксплуатации оборудования систем, вызванные в первую очередь труднодоступностью источников выбросов, так как они, как правило, имеют большую высоту и сложные конструкции. Однако в тоже время технический прогресс не стоит на месте, и современное оборудование позволяет принимать меры по снижению эксплуатационных затрат на:
- автоматические системы подачи газов для калибровки и поверки для газоанализаторов;
- калибровку и поверку анализаторов пыли с помощью комплектов светофильтров;
- возможность поверки ультразвуковых расходомеров имитационным способом.
Несмотря на все трудности, связанные с реализацией новой для страны задачи создания системы контроля выбросов и сбросов, есть надежда, что выбранное Правительством Российской Федерации направление на повышение экологической безопасности будет еще более активно поддерживаться, и это приведет к созданию мощной Единой системы государственного экологического мониторинга, которая позволит прогнозировать загрязнение окружающей среды и вносить корректирующие меры.