Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Постановлением от 29.12.2023 № 2386 Правительство России утвердило структуру и функции единой цифровой платформы в социальной сфере. Постановление вступило в силу с 1 января 2024 г., за исключением отдельных положений.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 02 (202), февраль, 2024
В номере:

Теги

Независимая оценка пожарных рисков: практические вопросы проведения

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении следующих условий. Первое — в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах. Второе — пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При этом, как следует из этого же закона, выполнение первого условия подтверждается либо в форме независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), либо государственного пожарного надзора.

Независимая оценка пожарного риска является полноценной альтернативой государственному пожарному надзору. Остановимся на некоторых практических вопросах, возникающих в процессе ее осуществления, озвученных в ходе семинаров, проведенных издательством журнала «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда» в Удмуртской Республике и Республике Татарстан при поддержке органов государственного пожарного надзора в этих субъектах Федерации. Представители органов государственного пожарного надзора ответили на множество практических вопросов руководителей и специалистов предприятий реального сектора экономики.

Альтернатива государственному пожарному надзору 

Независимая оценка пожарного риска (НОР) в соответствии с Постановлением Правительства от 7 апреля 2009 года № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» должна проводиться экспертной организацией.

Экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты, на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности и который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.

Независимая оценка пожарного риска включает следующие этапы:
- анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты; - обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

В ряде случаев, определенных нормативными документами по пожарной безопасности, при осуществлении НОР может потребоваться проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и расчетов по оценке пожарного риска. Тем самым расчет пожарного риска не всегда является необходимым элементом НОР и, как правило, проводится при наличии «капитальных нарушений».

Результаты независимой оценки пожарных рисков оформляются в виде заключения, в котором отражен вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, либо в случае их невыполнения представлен комплекс мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности. В заключении также указывается наименование, адрес экспертной организации, дата и номер договора в соответствии с которым осуществляется НОР, реквизиты собственника объекта. К примеру, если в заключении не указаны дата и номер договора с экспертной организацией, считается, что независимая оценка пожарных рисков не проведена. В заключении необходимо отра­зить описание объекта защиты, в отношении которого проводилась НОР. 

При выдаче заключения экспертная организация обязана направить его в территориальные органы пожарного надзора в течение пяти дней. Если заключение отрицательное, то это может стать основанием для проведения внеплановой проверки.

Особенности аккредитации экспертных организаций

Остановимся на некоторых моментах, связанных с аккредитацией экспертной организации. Делегирование государственных функций юридическому лицу осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Приказом МЧС РФ от 25 ноября 2009 года № 660 «Об утверждении порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».

Аккредитация проводится по трем направлениям деятельности:
- проведение расчетов по оценке пожарного риска и подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности; - обследование объекта защиты, подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности; - обследование объекта защиты, проведение расчетов по оценке пожарного риска, подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности. В приказе определены и требования к аккредитованным организациям в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска. В частности, они должны: - иметь в наличии находящиеся в собственности или на ином законном основании помещения, сооружения, приборы и оборудование для выполнения работ по заявленному направлению деятельности; - иметь в наличии базу официально изданных законодательных, нормативных и справочных документов, а также утвержденные в установленном порядке методы и правила исследований (испытаний) и измерений; - не состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится независимая оценка пожарного риска, и не являться аффилированным лицом вышеуказанных лиц; - иметь в штате организации не менее пяти должностных лиц, имеющих среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование, обладающих стажем практической работы в области обеспечения пожарной безопасности (не менее пяти лет), должны соответствовать определенным компетенциям.

Компетенции определены в выше указанном приказе. Работники организаций должны знать следующее:
- законодательные и иные нормативные правовые акты РФ в области обеспечения пожарной безопасности и нормативные документы по пожарной безопасности, в том числе регламентирующие порядок проведения независимой оценки пожарного риска и оформления его результатов; - принципы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты; - формы и методы проведения независимой оценки пожарного риска по направлениям деятельности; - устройство и принцип работы средств предотвращения пожаров и противопожарной защиты.

При этом они должны уметь:

- анализировать пожарную опасность объекта защиты;
- оценивать последствия воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития; - оценивать системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты; - планировать и организовывать проведение независимой оценки пожарного риска; - оформлять результаты проведения независимой оценки пожарного риска; - вести учет и документирование результатов выполнения работ по независимой оценке пожарного риска; - использовать в практической деятельности современные ИТ.

Аккредитация заявителей, претендующих проводить работы на территориях двух и более федеральных округов (одного федерального округа и Москвы), осуществляется комиссией МЧС России по добровольной аккредитации экспертных организаций в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска в соответствии с направлениями деятельности. Аккредитация заявителей, претендующих выполнять работы по обследованию объекта защиты, подготовке вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработке мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности, на территории одного федерального округа или Москвы осуществляется территориальной комиссией МЧС России по добровольной аккредитации экспертных организаций в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем НОР.

База данных аккредитованных организаций и специалистов размещена на сайтах территориальных управлений МЧС, где можно проверить легитимность их действия. В ряде субъектов федерации зафиксированы случаи, когда заключения по НОР выдавали неаккредитованные организации. При этом считается, что заключения у организации, эксплуатирующей объект защиты, нет.

Преимущества НОР при проверках

Независимая оценка пожарных рисков проводится раз в три года. Органы противопожарного надзора при планировании проверок объектов защиты руководствуются Приказом МЧС РФ от 28 июня 2012 года № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства РФ по делам ГО и ЧС исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности». В соответствии с этим регламентом плановые проверки объекта защиты, имеющего положительное заключение независимой оценки пожарных рисков, не планируются. 

Соответствующее заключение необходимо направить в надзорные органы до 1 сентября, когда начинается формирование планов проверки. Если заключение направлено позже, то проверка в отношении этого объекта может быть запланирована, но даже в этом случае органы пожарного надзора проверяют только соблюдение эксплуатирующей организацией или собственников объекта противопожарных мероприятий режимного характера. Соблюдение выполнения требований нормативных документов и федерального законодательства при этом не проверяется. 

О том, когда при независимой оценке пожарных рисков появилось отрицательное заключение

При выдаче как отрицательного, так и положительного заключения экспертная организация обязана направить его в территориальные органы пожарного надзора в течение пяти дней. Если заключение отрицательное, то это может стать основанием для проведения внеплановой проверки. 

Об объектах проверки в ходе осуществления государственного пожарного надзора

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» субъект предпринимательства можно проверять не чаще, чем раз в три года. Но в случае пожарного надзора объектом проверки является не юридическое или физическое лицо, а объект защиты. 

Все статьи рубрики