Экспертные технологии в системе управления качеством строительства
СЕМЕНОВА Светлана Владимировна
заместитель начальника АУ УР «Управление государственной экспертизы проектов при Минстрое УР»
Номер журнала:
Рубрика:
В Удмуртской Республике госэкспертизу проектной документации строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений осуществляет Автономное учреждение Удмуртской Республики «Управление государственной экспертизы проектов при Минстрое УР». О том, какие механизмы применяются для обес-печения качества строительства объектов, их многофакторной безопасности и экономической обоснованности, рассказывает заместитель начальника АУ УР «Управление государственной экспертизы проктов при Минстрое УР» Семенова Светлана Владимировна:
- Светлана Владимировна, какова роль института госэкспертизы?
- Система госэкспертизы решает ряд ключевых задач, которые связаны, прежде всего, с обеспечением высокого качества архитектурных и градостроительных решений, конструктивной надежности, эксплуатационной безопасности запланированных к строительству объектов, рационального использования ресурсной базы, инвестиционной целесообразности строительства.
В 2010 году специалистами рассмотрена проектная документация по 210 объектам, выдано 174 положительных и 36 отрицательных заключений. Повторно рассмотрено 35 единиц проектной документации и результатов инженерных изысканий. Особое внимание уделено объектам, строящимся по приоритетным национальным и региональным проектам.
- В результате экспертизы изменяется сметная стоимость объектов бюджетного финансирования?
- Сумма сметной стоимости строительства по проектам объектов бюджетного финансирования, направленным на госэкспертизу, составила 9212,948 млн руб. Общая сумма сметной стоимости строительства по проектам объектов бюджетного финансирования, прошедшим госэкспертизу - 8386,702 млн руб.
На основе замечаний Управления была снижена сметная стоимость строительства объектов на сумму 826,246 млн руб. Это 9% от общей суммы бюджетного финансирования капвложений. В том числе:
- по проектам нового строительства – 551,165 млн руб. (8,7%);
- по проектам реконструкции – 273,780 млн руб. (10,0%);
- по проектам капремонта – 1,301 млн руб. (0,7%).
- Какова структура рассматриваемой документации по отраслевой принадлежности?
- В 2010 году основная масса представленных проектов состояла из объектов соцзначения – просвещения и культуры (25 объектов), жилых зданий (35 объектов), объектов газификации (28 объектов), улично-дорожного строительства (35 объектов), ГТС (6 объектов). Существенный объем работ составила экспертиза проектов экономической инфраструктуры, в частности - промышленных комплексов (8 объектов).
Особое внимание уделяется объектам социальной и инженерной инфраструктуры, связанным с жилищным строительством, в том числе на селе, а также объектам республиканского значения. Отмечу такие крупные объекты, как очистные сооружения канализации с полной биологической очисткой и лечебный корпус ЦРБ в г. Можге, водоснабжение г. Воткинска (насосная станция второго подъема), ГТС на р. Варзинке, Б. Сарапулке, Постолке и др.
Средний срок проведения госэкспертизы объектов жилищного строительства составил 45 календарных дней, по всем остальным - от 14 до 72 дней.
- Как совершенствуется кадровая политика Управления?
- Мы предъявляем высокие требования к уровню профессионализма, квалификации государственных экспертов. От их компетентности во многом зависят такие факторы, как качество и безопасность строительства, рациональность использования ресурсов и финансовых средств. Управление имеет высококвалифицированный кадровый состав, это профессионалы с большим опытом работы. Общая численность работников в 2010 году составила 38 человек, из них 23 – работники, аттестованные на статус «Государственный эксперт». Данный факт повышает эффективность работы и позволяет проводить экспертизу практически без внештатных специалистов.
- Руководство Управления неоднократно указывало на системность проблемы низкого качества проектных работ. Насколько это актуально сегодня?
- Действительно, эту проблему можно назвать системной. Но она связана не столько с дефицитом качества проектирования, сколько с однотипными нарушениями, допускаемыми проектными организациями. Приведу примеры. Экспертами из года в год выявляется такое нарушение, как некомплектное предоставление проектной документации (в 50% случаев). Зачастую имеется неполный пакет исходно-разрешительной документации, отсутствуют задание на проектирование, решения собственников о сносе или реконструкции. Распространены случаи несоответствия документации градостроительному плану земельного участка.
Такая ситуация складывается на фоне активной работы Управления по проблеме качества. Мы регулярно проводим совещания со специалистами проектных организаций, где ведется детальный разбор типичных нарушений. Материалы, посвященные этой проблеме, публикуются в СМИ. Эти меры уменьшают количество отрицательных заключений и в конечном итоге обеспечивают экономию средств из-за отсутствия необходимости в проведении повторных экспертиз.
- Как Вы относитесь к повышению роли негосударственной экспертизы?
- Сегодня в Удмуртии существует несколько аккредитованных на проведение негосударственной экспертизы организаций, но выдавать заключения они не торопятся по ряду объективных причин. Уже год обсуждается и прорабатывается возможность наделения организаций правом проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительные заключения которых будут являться достаточным правовым основанием для получения разрешения на строительство (за исключением экспертизы особо опасных, технически сложных и некоторых иных объектов). Тем не менее такое решение не принято. Профессионализм экспертов и степень ответственности требуют и соответствующего уровня заработной платы и страхования гражданской ответственности. Введение конкуренции в сектор экспертизы - дополнительный стимул повышения оперативности, профессионализма и качества работы.
- Каковы перспективы деятельности?
- Определяющая задача - эффективная реализация возложенных полномочий, соблюдение при подготовке экспертных заключений законодательных требований и условий договоров. И, безусловно, основная задача — содействие успешному и стабильному развитию социально-экономической инфраструктуры республики. В 2011 году Управление продолжит работу по снижению административных барьеров в градостроительной деятельности, обеспечению качества госуслуг, будет проводить проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства, совершенствовать взаимодействие с заказчиками, застройщиками, проектными организациями.