Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

июль 2018

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Выставки

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Поиск по сайту

Свежий номер

№ 7 (136), июль, 2018
В номере: .

Теги

Дмитрий Медведев: «Между образованием и бизнесом нет кооперации, и это серьезный вызов для России»

Номер журнала: 

Рубрика: 

Механизм поставки кадров в экономику, действительно, ослаблен. Это произошло на этапе дестабилизации диалога между реальным сектором и образованием. Причем восполнение создавшегося вакуума оказалось вопросом нетривиальным. Сегодня наступил период интеграционных перемен. Экономическая система ждет «реструктуризации» накопившегося долга, и лучше всего — в виде экспорта в систему полноценного человеческого капитала.
Такой экспорт, судя по всему, готово обеспечить правительство страны. Точнее, власть готова простимулировать меры слияния экономики и образования. Окончательное же слово — за бизнесом, предприятиями и образовательным кластером.   

Государство нуждается в том, чтобы запустить процесс по оценке пот-ребностей в трудовых ресурсах. Образование далеко от лабильности, поэтому делать оценки меньше, чем на 15–25 лет, почти бессмысленно. Получается, сегодня надо продвигать не макроэкономические сценарии, а строить конкретные экономические модели, лучше всего — региональные.

Очередной сигнал о том, что государство поддержит, по сути, любую инициативу, касающуюся установления связей между образовательной и экономической системами, был дан на съезде Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей». С учетом турбулентности, которая существует в секторе кадров для экономики, председатель Правительства РФ указал на шаги, способные вернуть утраченный баланс. «Успешное построение инновационной экономики связано с развитием человеческого капитала, — еще раз указал на ключевой фактор темы Дмитрий Анатольевич Медведев. — И эти вопросы действительно должны решаться в рамках государственно-частного партнерства. Важно, чтобы бизнес-сообщество полноценно участвовало в разработке профессиональных стандартов, мы на это очень рассчитываем, и тем самым четко ориентировало бы обучение на потребности рынка труда. Мы будем — в данном случае речь идет о государстве — оказывать поддержку проектам, которые позволяют готовить действительно востребованных специалистов. Это могут быть и высокотехнологичные кластеры, и объединяющие отраслевые предприятия компании, образовательные и научные центры. Это может быть также создание базовых кафедр на производствах, предприятиях. Главное, чтобы появлялись условия для ориентированного на практику обучения». И, самое главное, подчеркнул Председатель Правительства РФ, связано с тем, чтобы работодатель готовил кадры под себя: «Да, это сопряжено с затратами со стороны бизнеса, но есть ряд правил, которые позволяют частично компенсировать эти траты. Нужно подумать об их расширении, потому что в конце концов такие инвестиции выгодны и государству, и бизнесу».

Очевидно, что большой проблемой является немобильность поставки кадров в экономику. Но еще более значимым вопросом можно считать дефицит квалификации специалистов. Это главный ограничитель в текущей деятельности, второй по значимости в среднесрочной перспективе и третий — при реализации инвестиционных проектов. В этой связи эксперты, члены Российского союза промышленников и предпринимателей отмечают, что семь лет назад был начат процесс создания целой технологии по формированию профессиональных стандартов. Сейчас этот процесс вышел на правительственный уровень. Само понятие «профессиональные стандарты» постепенно вводится в законодательное поле, в этой части приняты первые регламентирующие документы. Термин появился и в Трудовом кодексе РФ. Специалисты прогнозируют, что в скором времени появится и приказ Минтруда, регулирующий деятельность экспертного совета по профессиональным стандартам.
Внутри Российского союза промышленников и предпринимателей существует целый механизм по созданию профессиональных стандартов, которые формируются, прежде всего, на уровне профессиональных ассоциаций, причем около 50 ассоциаций уже работают над этим. Установлен контакт с Министерством образования и науки РФ в вопросах того, каким образом из профессиональных стандартов, которые создает бизнес, Министерство разрабатывает образовательный стандарт. Во многом благодаря этому стандарт появляется в высшей школе, университетах. То есть постепенно достигается главная цель — вузы будут учить тому, что нужно бизнесу. Выстраивается механизм, когда бизнес заказывает квалификацию, компетенцию, знания тех специалистов, которых выпускает образовательная система.
Несколько слов о практических шагах, которые предлагаются на уровне власти для создания тандема «бизнес-образование». Государство нуждается в том, чтобы запустить процесс по оценке потребностей в трудовых ресурсах. Образование далеко от лабильности, поэтому делать оценки меньше, чем на 15–25 лет, почти бессмысленно. Получается, сегодня надо продвигать не макроэкономические сценарии, а строить конкретные экономические модели, лучше всего — региональные, способные обеспечить мониторинг того, как меняется потребность субъектов РФ в трудовых ресурсах, какие специальности востребованы, а к каким интерес работодателей нестабилен. Такая работа уже ведется Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с Министерством образования и науки РФ. Однако требуется, чтобы к инициативе подключались и другие структуры, такие, к примеру, как Министерство экономики РФ. «И здесь, — ставит генеральную цель Дмитрий Медведев, — мы должны быть на синхронном треке». 

Все статьи рубрики