Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

«Большая Казань»: кластер для безопасности, сервисной индустрии и умных инвесторов

 
БУЛАТОВ  Рамиль Исмагилович, представитель Российского  экологического центра в Республике  Татарстан, руководитель проектов,  член Академии информатизации  Республики Татарстан

БУЛАТОВ Рамиль Исмагилович
представитель Российского экологического центра в Республике Татарстан, руководитель проектов, член Академии информатизации Республики Татарстан

Номер журнала: 

Рубрика: 

Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ Линар Якупов рассказал о проекте «СМАРТ-сити Казань» на мастер-классе «Энергоэффективные здания и районы» в рамках выставки MosBuild 2013: «Большая Казань». Так по аналогии с уже известными проектами по объединению города и его пригородов «Большим Парижем» и «Большой Москвой» называют расширенную территорию г. Казани, которая будет состоять из трех элементов. Прежде всего, речь идет о проекте «СМАРТ-сити Казань» — крупном деловом центре г. Казани. Вторым элементом «Большой Казани» станет «Иннополис», — еще один город-спутник Казани, где будут активно развиваться IT-технологии. Завершающим элементом станет сам г. Казань, который также подвергнется изменениям. Необходимо заняться проблемой возведения вдоль берегов Волги индустриальных площадок, чтобы начать их вывод из города. В самом же городе будет сделан упор на развитие его исторической части для жизни горожан. Общая площадь «СМАРТ-сити Казань» составит более 650 га. Город-спутник будет располагаться в 3 км от международного аэропорта и в 15 км от центра г. Казани. Мастер-план проекта разрабатывается малазийским консорциумом в составе AJM Planning&Urban Design Group, Straits Consulting Engineers при взаимодействии с ГУП «Татинвестгражданпроект».«СМАРТ-сити Казань» — это совершенно новая, прежде всего, инвестиционная площадка, которая создается для того, чтобы развивать на территории Республики Татарстан сервисную индустрию. Речь идет и о медицине, и образовании, исследовательских центрах,  выставочной деятельности. «Большая Казань» — кластер для умных жителей и инвесторов. В проекте будут широко использованы зеленые технологии. В прошлом году было заключено соглашение с Советом по экологическому строительству. Планируется, чтобы все здания, которые будут строиться на этой территории, обязательно соответствовали стандартам экологичности. Главное, что это должно стать очень приятным местом для проживания, работы и отдыха.

«Это и умная экономика, и умные жители, и умная жизнь, и умная окружающая среда, а также умная инфраструктура», — утверждают исполнители проекта. Площадка «СМАРТ-сити Казань» станет той самой формой государственно-частного партнерства, когда государство обеспечивает территорию всей необходимой инфраструктурой. В рамках разработанного мастер-плана каждый объект должен будет стать на 100 % коммерческим, чтобы окупиться в дальнейшем. Это поможет продвижению самих инвесторов. 

В России, к сожалению, за последние несколько десятков лет уже никто не строил совершенно новые города. Потерялось умение развивать новые территории с учетом всех тех технологий, которые сегодня имеют место быть. Новые градостроительные технологии предполагают, что очень важно сначала разработать качественный мастер-план, а уже потом строить. «На реализацию наших планов по развитию «СМАРТ-сити Казань» мы закладываем 10-15 лет. Где-то к 2025 году на данной площадке будет жить порядка 60 тысяч человек и будет создано 40 тысяч рабочих мест именно в сервисной индустрии. Мы хотим, чтобы «СМАРТ-сити Казань» стал еще и площадкой для обучения градостроителей. Это поможет нагнать потерянное время и заново научиться строить города. Второй город-спутник Казани Иннополис будет отвечать за инновации. Казанский наукоград часто сравнивают со «Сколково». Его территория должна будет создать все необходимые условия для работы и жизни IT-специалистов и их семей. Большое внимание будет уделено инфраструктуре и образовательным учреждениям самых разных направленностей: от IT-школ до экошкол, а важнейшей задачей является сделать привлекательным для инвесторов не только проект «СМАРТ-сити Казань», но и всю территорию Большой Казани [1].

Мощную, развивающую энергетику городам придает заложенный в них кольцевой принцип построения, включающий по мере развития города новое кольцо, с отходящими от центра лучами основных магистралей.

Большая Казань ближе по типу к Праге, Будапешту, Санкт-Петербургу, — городам, которые географически и исторически разделены крупными водоразделами-реками — Дунаем, Влтавой и Невой. Однако и здесь просматривается определенная закономерность в построении подобных мегаполисов.

Разделенные водными преградами, реками, части многих городов мира, как правило, соединены сетью мостов, дорог, метро: так повелось в связи с развитием прогресса в науке, строительстве, транспорте. Своя история и у г. Казани. Ранее город разделялся, скорее, р. Казанкой, протокой Булак со старинными мостами и водами озерного каскада Кабан, чем Волгой. Никто, ни тогда, ни в настоящее время не мог предполагать, что столица шагнет через р. Волгу на правобережье [4]. Примерно в этой исторической и географической последовательности развивается и казанское метро, то есть услуга двигается за человеком, и это оправдано, в том числе и с точки зрения рентабельности проекта строительства самого метро.

Социально-экономический проект «Наукограды (города-спутники) Республики Татарстан» предполагает в своем развитии переход самого города через одну из великих рек мира (многовековой природный барьер) и соединение двух половин региона; как кольцо, скрепление в XXI веке древнейших евразийских, континентальных уз между странами и народами [4].

Показателен пример г. Ульяновска (г. Симбирск), где левый берег р. Волги был освоен практически на глазах одного поколения во второй половине XX столетия (Заволжский район г. Ульяновска).

С другой стороны, существует масса действующих документов, регламентирующих будущее развитие мегаполисов, среди них — Положения о территориальном планировании г. Казани, где изложено следующее: расчетный срок, на который рассчитаны все основные проектные решения Генерального плана г. Казани (2020 год); первая очередь Генерального плана г. Казани, на которую определены первоочередные мероприятия по его реализации (2010 год); в перспективе — период, следующий за расчетным сроком Генерального плана г. Казани, на который определяются основные направления стратегии градостроительного развития г. Казани (2020-2050 гг.).

Право разработки Генерального плана г. Казани было определено в результате конкурса, проведенного в 2002 году на тему «Модель генерального плана г. Казани в системе агломерации на период 2005-2020 гг.». Основными целями территориального планирования г. Казани являются создание благоприятной среды жизнедеятельности и устойчивого развития города, обеспечение экологической безопасности и сохранение природного и культурного наследия. Территориальное планирование г. Казани было направлено на определение назначения территорий города, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях: 

- обеспечения устойчивого развития г. Казани;

- повышения качества городской среды;

- сохранения и регенерации исторического и культурного наследия;

- развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

- обеспечения учета интересов Российской Федерации, Республики Татарстан, жителей г. Казани и их объединений.

Интересна с этой точки зрения и Концепция градостроительного развития г. Казани до 2050 года, которая создавалась с учетом нижеследующих соображений.

По данным ВОЗ, есть 20 критериев устойчивого развития, которые можно сгруппировать в четыре основных:

1. Демографическая устойчивость. 2. Экономический критерий устойчивого развития города. 3. Социальная составляющая устойчивого развития города. 4. Экобезопасность. Демографическая устойчивость — превышение естественного прироста населения над механическим и, соответственно, рождаемости над смертностью.

Население г. Казани на 1 января 2006 года — 1 112,7 тыс. жит.

Рождаемость детей на 1 тыс. жит. в 2005 году — 9,3 детей/тыс. жит.

Смертность человек на 1 тыс. жит. в 2005 году — 14,3 чел./тыс. жит.

Механический прирост в 2005 году — 8 тыс. чел./год.

При сравнении данных показателей с показателями 2000 года наблюдается замедление темпов естественной убыли населения. Так, рождаемость увеличилась с 7,8 детей на тыс. жителей до 9,3 детей на тыс. жителей. Смертность  и механический прирост держатся примерно на одном уровне.

Это дало основание авторам концепции сделать предположение об улучшении демографической ситуации в городе. На этой основе строится их базовый прогноз. Выделяются три порога на пути к устойчивому развитию города.

Первый порог уже наступил — когда убыль населения города прекращается и начинается постепенный рост численности (в данном случае в основном за счет механического прироста).

Второй порог — 2020 год, когда показатели рождаемости и смертности по существующим статданным уравняются на отметке 11,7 чел./тыс. жит. К этому времени общий прирост населения составит 67,3 тыс. человек.

Третий порог — когда естественный прирост сравняется, а затем превысит миграцию на отметке 6 тыс. чел./год. На перспективу (2050 год) общий прирост населения составит 387,3 тыс. чел.

К этому моменту город достигнет демографической устойчивости. Расчеты дали основание установить численность населения г. Казани: на 2050 год — 1 млн 500 тыс. человек; на 2020 год — 1 млн 180 тыс. человек; на 2010 год — 1 млн 123 тыс. человек. Такой рост численности возможен только при наличии и возрастании трех составляющих развития города — экономической, социальной и экологической.

В Концепции градостроительного развития г. Казани предусмотрено увеличение доли озелененных территорий в городе с 23 % до 40 %. Решение задачи  возможно только с учетом расширения границ городской черты. В Концепции предложены два основных направления развития:

1. Развитие города внутри существующей городской черты за счет внутренних резервов.

2. Расширение территории после исчерпания внутренних резервов по четырем направлениям: в юго-восточном, восточном, северо-восточном и западном направлениях от существующей городской черты. 

Необходимость в расширении территории города обусловлена недостаточностью  имеющихся свободных или неэффективно используемых территорий в пределах городской черты для выхода на прогнозируемые показатели.

Необходимое количество территории города на перспективу с населением в 1,5 млн чел. составляет 76 тыс. 50 га. В пределах городской черты имеется 42 тыс. 527 га. То есть Концепция предлагает увеличение территории города в 1,8 раза, при этом площадь недостающих территорий составляет 33 тыс. 973 га.

Если XIX век был веком империй, XX — веком национальных государств, то XXI век станет временем городов. Так считает Джерри Муни, вице-президент IBM по направлению Smarter Cities. По его словам, отсутствие порядка в управлении свойственно всем городам мира, независимо от страны и масштаба. Россия как страна с развивающейся экономикой, по его мнению, имеет даже некоторые стратегические преимущества [3].

Эксперты по урбанистике считают, что главную роль в ускорении развития городов играют стратегические действия властей, направленные на рост качества жизни и активности городских сообществ — предпринимательских, творческих, общественных.Технология Smarter Cities запускает в городах процесс долгосрочных изменений. Проблема развития российских городов — это во многом проблема бюджетных трансфертов, системы отношений с федеральным центром в целом.

Все решения будут эффективны, если есть синергетика федерального центра и регионов. Нужна единая программа, основа которой — конкурентоспособность города, укрепление тех направлений, на которые город делает ставку.

Если город позиционируется как финансовый центр, необходимо повышение прозрачности, решение транспортных проблем, продвижение в области культуры. Выполнение этих задач — в интересах страны в целом [3].На примере Республики Татарстан осуществляется переход от технологии Smarter Cities к новым концепциям и технологиям Smarter Country, — такой форсайт-проект по плечу российскому обществу [4,5].

На основе современных прогрессивных комплексных подходов, международного опыта и сложившейся ситуацией с внедрением в экономическое, территориальное и социокультурное пространство Республики Татарстан и России новейшей концепции и проекта по созданию наукоградов на территории региона потребуется разработать и внедрить новые дополнения в Концепцию градостроительного развития г. Казани до 2050 года и будущий Генеральный план 2020-2050 гг. с учетом новых исторических реалий, проекта «Большая Казань» и перспективных демографических ориентиров, — в 3-4 млн жителей будущего мегаполиса, с учетом не только «механического», а и всех возможных видов прироста населения, в том числе и частных инвесторов из дальнего и ближнего зарубежья, — будущих жителей и работников города, его наукоградов-спутников. 

Литература

1. Якупов Л.Г. «Большая Казань»: кластер для умных жителей и инвесторов // Мастер-класс «Энергоэффективные здания и районы» в рамках выставки MosBuild 2013. Москва, 2013.

2. Генеральный план МО г. Казань.

3. Джерри Муни, вице-президент IBM по направлению «Разумный город». Член совета директоров организации Intelligent Transportation Society of America (ITSA) // http://kazan.dkvartal.ru/news/razvitie-goroda-nachinaetsya-segosamoj-bol....

4. Булатов Р.И. Проект «Наукограды (города-спутники) Республики Татарстан» // Диплом конкурса «50 лучших инновационных идей Республики Татарстан»/Номинация «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан»/Казань, 2009.

5. Булатов Р.И. Экологические трансформеры: в Татарстане развивают умные города // Промышленная и экологическая безопасность, № 6 (80), июнь 2013.

 

Все статьи рубрики