Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Постановлением от 29.12.2023 № 2386 Правительство России утвердило структуру и функции единой цифровой платформы в социальной сфере. Постановление вступило в силу с 1 января 2024 г., за исключением отдельных положений.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 02 (202), февраль, 2024
В номере:

Теги

Безопасные технологии могут создать новые механизмы для сохранения экосистем

 
ИСАЕВ Иван Васильевич, министр природных ресурсов  и экологии Чувашской Республики

ИСАЕВ Иван Васильевич
министр природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

Номер журнала: 

Рубрика: 

Современная экологическая обстановка практически во всех регионах России, в том числе в Чувашской Республике, характеризуется как напряженная, способствующая нарастанию угрозы экологической безопасности, то есть угрозы состоянию защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. 
Причинами возникшего положения являются выработка ресурсов оборудования производственных объектов, интенсивное использование природных ресурсов, наметившийся рост промышленного производства, увеличение и накопление отходов производства и потреб-ления. Чувашская Республика плотно населена, высоко урбанизирована и имеет множество потенциально опасных источников загрязнения окружающей среды.
В настоящий момент благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в республике характеризуется как устойчивая.
Чувашия располагает значительными запасами разнообразных твердых полезных ископаемых. На начало 2011 года государственным балансом запасов полезных ископаемых учтено 170 месторождений глинистых, карбонатных пород, кварцевого песка, гипса, ангидрита, трепела, торфа. Из разведанных месторождений разрабатывается около 30 %. Добывается строительное и агропромышленное минеральное сырье (песок, глина, карбонатные породы, торф, трепел).
В связи с высокой плотностью населения республики, распаханностью и расчлененностью ее территории овражно-балочной се-тью и игнорированием практикой сельскохозяйственного производства принципов адаптивно-ландшафтного подхода к использованию природных ресурсов в последние десятилетия наблюдается нарастание негативных процессов: потеря земель в результате плоскостной и овражной эрозии, снижение уровня потенциального и эффективного плодородия почв, деградация природных кормовых угодий, загрязнение грунтовых вод и водоемов, ухудшение общего фитосанитарного состояния сельскохозяйственных угодий (ежегодно с полей смывается значительный объем верхнего плодородного слоя, уносятся в реки питательные вещества — 16 тыс. т азота, 7 тыс. т фосфора, 107 тыс. т калия и до 20 тыс. т гумуса).
Леса представляют собой один из главных компонентов природы ЧР и занимают 632 тыс. га, или 32 % общей территории республики. В Чувашии на душу населения приходится 0,51 га леса. Из общей площади земель лесного фонда лесные земли занимают 568,2 тыс. га (95,2 %), нелесные земли — 28,7 тыс. га (4,8 %). Лесные земли представлены покрытыми лесной растительностью землями, на которые приходятся 559,2 тыс. га (98,4 %), и не покрытыми лесной растительностью землями — 9,1 тыс. га (1,6 %). По целевому назначению леса делятся на защитные (327,2 тыс. га или 54,8%) и эксплуатационные.

В Чувашии отчетливо проявляется негативная тенденция увеличения числа видов растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения. 

Территория республики, за исключением Присурья и Заволжья, с точки зрения уровня допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду представляет собой запредельно освоенные земли. Большая часть естественных экосистем утрачена, в том числе ресурсы животного мира.
В Чувашии отчетливо проявляется негативная тенденция увеличения числа видов растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения. В Красную книгу региона уже включено 290 видов животных. В республике создано около 130 ООПТ на площади 85,5 тыс. га, в том числе ООПТ местного значения на площади 2,31 тыс. га. На данных территориях сохраняется только около 60 % видов растений и животных, нуждающихся в охране.
Поверхностные водные объекты представлены реками с расположенными на них водохранилищами, озерами и болотами. На территории республики полностью или частично протекают 2356 рек и ручьев общей протяженностью 8650 км. Водный режим малых рек отличается устойчивой, но низкой водностью в межень и высокой — в половодье.
На территории республики широко распространены водноэрозионные процессы, отрицательно влияющие на состояние водных объектов и прибрежных территорий, активно развивающиеся в период половодья. По комплексному показателю степени загрязнения поверхностных вод водные объекты относятся к «загрязненным» и «очень загрязненным».
Выбросы загрязняющих веществ на душу населения по республике составляют 89 кг/чел. Выброс загрязняющих веществ без очистки в общем объеме выбросов составляет 68,4 %, что превышает средние значения по Приволжскому федеральному округу на 13,7 %. Причина — наличие устаревшего газоочистного оборудования на предприятиях региона. Наибольший удельный вес имеют выбросы от автотранспорта. Динамика выбросов от стационарных источников имеет тенденцию к снижению.
Остро стоит проблема загрязнения отходами производства и потребления, слабо развита вторичная переработка отходов. Существует недостаточное количество объектов размещения отходов, а вместимость имеющихся свалок бытовых отходов в основном исчерпана, их состояние не отвечает санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям.
Государственная программа «Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности» на 2012-2020 годы» разработана в продвижение Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года и направлена на достижение следующих целей:
- устойчивое сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы для обеспечения текущих и прогнозируемых потребностей экономики Чувашской Рес-публики в минерально-сырьевых ресурсах;
- совершенствование системы мониторинга земель, обеспечивающей реализацию государственной политики в области рационального использования и охраны земель;
- соблюдение природоохранного законодательства в области рекультивации земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению;
- устойчивое управление лесами при соб-людении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом;
- сохранение, воспроизводство и рациональное использование животного мира;
- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
- повышение уровня экологической безо-пасности и улучшение состояния окружающей среды.
Достижению поставленных в Государственной программе целей способствует решение следующих приоритетных задач:
- реализация государственной политики в области минерально-сырьевых ресурсов на основе комплексного межотраслевого подхода;
- своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
- обеспечение соблюдения природоохранного законодательства в области рекультивации земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению;
- сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда;
- улучшение охраны животного мира, процессов управления охотой и пользования животным миром;
- охрана водных объектов и увеличение их пропускной способности;
- предотвращение негативного воздействия вод;
- защита населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от подтопления и затопления за счет строительства новых и реконструкции сущес-твующих защитных сооружений;
- обеспечение безаварийной эксплуатации гидротехнических сооружений за счет проведения ремонтно-восстановительных мероприятий;
- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Основными индикаторами исполнения программы определено достижение к 2021 году следующих показателей:
- увеличение годового объема добычи общераспространенных полезных ископаемых до 4000 тыс. м3;
- увеличение доли рекультивированных земель в общей площади земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению, до 51 %;
- увеличение лесистости территории республики до 32,6 %;
- освоение расчетной лесосеки до 74%;
- увеличение численности основных видов охотничьих ресурсов на 28,4% по отношению к уровню 2011 года;
- увеличение доли водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) повысился, в общем количестве водохозяйственных участков, расположенных на территории республики, до 61,3 %;
- увеличение доли субъектов хозяйственной и иной деятельности с установленными нормативами предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в общем количестве субъектов хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории Чувашии и подлежащих федеральному статистическому наблюдению, до 89 %;
- уменьшение объемов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и зарегистрированного на территории ЧР автомобильного транспорта в расчете на единицу валового регионального продукта до 439,4 кг/млн рублей;
- увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов до 80 %;
- увеличение доли площади, занятой особо охраняемыми природными территориями, в общей площади территории ЧР до 5,5 %;
- увеличение доли расходов консолидированного бюджета республики на охрану окружающей среды, в том числе на реализацию республиканских и ведомственных целевых программ республики в области охраны окружающей среды, в общем объеме расходов консолидированного бюджета ЧР до 0,3 %. 

Все статьи рубрики