Безопасность проведения взрывных работ на карьерах
КАРПОВ Родион Михайлович
начальник межрегионального отдела по надзору в нефтедобывающей промышленности и горному надзору Приволжского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
На поднадзорных предприятиях и в организациях в 2015 году аварий, производственного травматизма со смертельным исходом при производстве работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения не произошло.
В 2014 году на предприятиях, ведущих взрывные работы, произошло две аварии: одна — на предприятии по утилизации боеприпасов («116 арсенал» (Республика Марий Эл) и одна — на предприятии-изготовителе взрывчатых веществ (ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» (Республика Татарстан). При утилизации боеприпасов в результате аварии погиб один работник предприятия, и двое работников получили травмы легкой степени тяжести.
В ходе надзорной деятельности выявлено, что все предприятия, ведущие взрывные работы, застраховали опасные объекты в соответствии с требованиями Федерального закона № 225-ФЗ. На территории, обслуживаемой отделом по надзору в нефтедобывающей промышленности, осуществляют страховую деятельность страховые компании ЗАО СК «Чулпан», ОАО «НАСКО-Татарстан, «Росгосстрах-Татарстан», СГ «МСК» и др.
Случаев эксплуатации опасных производственных объектов без наличия договоров страхования ответственности в 2015 году, как и в 2014 году, не выявлено.
Экспертизу промбезопасности на поднадзорных Приволжскому управлению Ростехнадзора предприятиях проводят специализированные организации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора. В 2015 году экспертизы не проводились.
Приволжское управление Ростехнадзора вышло с инициативой в Центральный аппарат Ростехнадзора по решению проблемных вопросов контрольно-надзорной деятельности, связанных с обеспечением безопасности в области взрывного дела при производстве взрывных работ:
1. В отношении заводов-про-изводителей взрывчатых веществ и использующих взрывчатые материалы для производства изделий в интересах Министерства обороны и силовых структур не разработан нормативный правовой документ, регламентирующий порядок ведения контрольно-надзорных мероприятий за осуществлением юридическими лицами деятельности по производству взрывчатых веществ и их хранению и транспортированию.
2. При ведении государственного надзора на ОПО производства, хранения, применения и транспортирования взрывчатых веществ в связи с упразднением данной функции у полиции предлагается осуществлять проверки территориальными органами Ростехнадзора не реже одного раза в год. С этой целью внести изменения в таблицу № 2 приложения № 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части присвоения классов опасности опасным производственным объектам хранения взрывчатых материалов, отнеся опасные производственные объекты, на которых находится менее 500 т взрывчатых веществ, ко II классу, более 500 т — к I классу опасности.
3. Необходимо разработать согласованные с силовыми структурами и МЧС России единые требования по охране и методику разработки плана локализации и ликвидации аварий на складах взрывчатых материалов.
На что нужно обратить внимание в статье:
Необходимо совершенствовать нормативно-техническую документацию по вопросам надзора за взрывчатыми материалами промышленного назначения.