Беспризорные отходы: предприятиям Удмуртии грозит пятикратное увеличение экологических платежей
ГРИГОРЬЕВ Владимир Михайлович
руководитель Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
Ситуацию разъяснили в Управлении Росприроднадзора по Удмуртской Республике. В настоящее время в экологическом блоке законодательства произошли существенные изменения. Принят Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступает в силу с 1 января 2015 года (за исключением отдельных положений). С 1 августа текущего года вступили в силу постановление Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» и приказ Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее — Порядок).
Порядок состоит из трех основных разделов:
- Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО);
- Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО);
- Банк данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Ранее, до вступления в силу порядка, Росприроднадзором реестр объектов размещения отходов формировался в уведомительном порядке в качестве списка для внутреннего использования.
Со вступлением в силу Порядка обязательным условием для включения объектов размещения отходов в ГРОРО является их соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (п. 16 Порядка). На территории Удмуртской Республики из 12 лицензированных объектов размещения отходов 10 являются исторически возникшими свалками отходов. Объектов, в полной мере соответствующих требованиям законодательства (полигонов), только два: полигон по Нылгинскому тракту (лицензиат ООО «Чистый город») и полигон вблизи д. Чультем Завьяловского района (лицензиат ООО «Ареал»).
В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Следовательно, в ГРОРО будут включены только два вышеназванных полигона. Остальные 10 объектов (свалок), в том числе предназначенные для захоронения отходов всех городов республики, кроме г. Ижевска, в ГРОРО внесены быть не могут.
Прием и размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, с 1 августа 2014 года является незаконным и влечет административную ответственность эксплуатантов свалок и сборщиков отходов. Таким образом, все природопользователи (производители отходов), ранее пользовавшиеся услугами лицензированных свалок, не внесенных в ГРОРО, автоматически оказываются в зоне финансовых санкций в виде сверхнормативной платы за размещение отходов, так как лимит на размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, установлен быть не может.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в случае отсутствия у природопользователей оформленного в установленном порядке разрешения на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за размещение отходов в таком случае устанавливается с применением пятикратного повышающего коэффициента. С 1 января 2020 года согласно Федеральному закону № 219-ФЗ данный повышающий коэффициент будет равен 25.
Из этого следует, что резкое сокращение численности легальных объектов размещения отходов, а на удаленных территориях республики их полное отсутствие, кратное увеличение платежей за размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, со всей очевидностью будут иметь последствием резкое увеличение захламленности территории республики. При этом хозяйствующие субъекты просто оказались заложниками.
В то же время появляется возможность для реализации на территории республики проекта современного мусороперерабатывающего завода, поскольку становится возможным удовлетворить основное требование инвесторов о гарантиях передачи на переработку всех отходов или их большей части с территории региона.