Требования к плану мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО
Суслов Дмитрий Сергеевич
и.о. заместителя руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (далее ОПО).
Мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности осуществляются посредством разработки и последующего утверждения руководителем организации или структурного подразделения Планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее — ПМЛЛА).
Порядок разработки указанных планов, требования к их содержанию установлены Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 730. В соответствии с этим положением планы мероприятий согласовываются руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.
Требования к составу (разделам) и содержанию документа, определяющего порядок действий в случае аварии на объекте, установлены положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Специальные требования содержатся в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (ФНП), других нормативно-правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в том числе в руководствах по безопасности, утвержденных Ростехнадзором. Названия документов, такие как План ликвидации аварии, План локализации и ликвидации последствий аварий, План ликвидации (локализации) аварий, План ликвидации аварий и защиты персонала и др., применяемые на опасных производственных объектах, должны быть приведены к единому названию План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, установленному законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», так как ФНП и другие нормативные акты являются подзаконными актами и, соответственно, применяются в части, не противоречащей действующему законодательству.
Таким образом, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I, II и III классов опасности, должны разработать и утвердить планы мероприятий, названия и содержание которых соответствуют положению. При этом специальные разделы планов мероприятий должны определять порядок действий в случае аварий на объекте в соответствии с требованиями, установленными ФНП и др. действующими актами.
В случае, если ФНП установлена необходимость разработки планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) для объектов, на которых обращаются нефть и нефтепродукты, при наличии риска распространения разлива за пределы ОПО, то такие ПЛАРН разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и Правилами разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621.
ПЛАРН и ПМЛЛА являются самостоятельными документами и не подлежат включению в состав других документов, при этом отдельные мероприятия данных планов могут повторяться, но не должны противоречить друг другу.
При разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий необходимо учитывать анализ опасностей и оценку риска аварий на ОПО (далее — анализ риска аварии). Анализ риска аварии — это специальный научно-технический метод исследования опасностей возникновения, развития и последствий возможных аварий на ОПО.
Данный метод подразумевает выявление, анализ и прогнозирование опасностей промышленных аварий и разработку организационно-технических мер по их предупреждению.
Базовым инструментом оценки являются методы качественной и количественной оценки анализа риска аварий. Ростехнадзором активно внедряются методики анализа риска, которые утверждаются в форме «Руководства по безопасности». Существует ряд методик расчета риска, утвержденных иными федеральными органами исполнительной власти. Например, МЧС России по вопросам пожарной безопасности, а также ГОСТ. Кроме того, результаты анализа рисков для объектов I и II классов опасности указаны в декларациях промышленной безопасности эксплуатируемых ОПО.
Современные методики позволяют получить более точные результаты, чем ранее разработанные, и отражают более реальные условия развития аварий.
На этапе эксплуатации ОПО целью анализа риска является выявление наиболее эффективных мероприятий по ликвидации (локализации) аварийной ситуации на ОПО, поэтому разработчик документации вправе самостоятельно выбирать методики оценки анализа риска для определения полноты оценки состояния ОПО.
При проведении контрольных мероприятий в отношении организаций, эксплуатирующих ОПО I, II и III классов опасности, надзорными органами выявляются факты несоответствий требованиям к содержанию ПМЛЛА, в части:
- планирования действий персонала ОПО и специализированных служб на разных уровнях развития ситуаций;
- разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
- достаточности принятых мер по предупреждению аварий на объекте;
- организации материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.
При выявлении нарушений требований промышленной безопасности применяются меры административного воздействия в отношении лиц (должностных и юридических), установленные ст. 9.1 КоАП РФ.