Неисправности и повреждения механизма подъема грузозахватного органа кранов мостового типа, возникающие при эксплуатации
ООО «Корпорация Альтон»:
ИВАНОВ А.А., ведущий инженер, эксперт в области промышленной безопасности; ИЮТИН П.В., ведущий инженер, эксперт в области промышленной безопасности; ШУЛЯТЬЕВ С.А., ведущий инженер, эксперт в области промышленной безопасности; ЛОГИНОВ В.Л., главный специалист, эксперт в области промышленной безопасности
Номер журнала:
Рубрика:
Причинами неисправностей механизма подъема груза являются: воздействия статических, инерционных и иных нагрузок при нормальной эксплуатации; отсутствие или недостаточное техобслуживание; грубые нарушения при эксплуатации.
Во время работы механизма подъема наибольшее значение имеют инерционные нагрузки, возникающие при начале подъема груза и торможении при опускании груза. Величины этих нагрузок во время подъема зависят от первоначального положения груза, так как разгон механизма может начаться либо при удержании груза на весу на натянутом канате, либо при подъеме груза с земли, если барабан приводится во вращение при ослабленном канате и происходит рывок. На износ зубьев редуктора механизма подъема большое влияние имеют следующие факторы: воздействие динамических нагрузок, значительно превышающих номинальные в диапазоне от максимального до минимального; перегрузки, возникающие в периоды установившегося движения; отсутствие смазки или применение несоответствующего сорта смазки. В результате воздействия на валы и оси нагрузок, превышающих расчетные, могут появиться такие опасные дефекты, как: трещины или изломы, скручивание или изгиб, износ шеек и цапф, износ или смятие шпоночных канавок, шлицев и резьбы. Вследствие несвоевременной, недостаточной смазки или неправильной установки подшипников наблюдается износ дорожек качения, появляются трещины и изломы в кольцах и телах качения, нарушаются посадки колец, изнашиваются или ломаются сепараторы. Неправильная установка валов (несоосность) приводит к преждевременному выходу из строя подшипников, соединительных муфт и валов. Вследствие смятия поверхностей кулачков полумуфты нарушается кинематическая связь грузового барабана с редуктором, и происходит выход их из зацепления.
Неравномерный износ барабанов или шкивов из-за неправильной их регулировки приводит к появлению эллипсности или конусности, в результате чего тормоз не способен надежно удерживать груз. При перекосе тормоза колодки неплотно прилегают к шкиву, в результате чего не обеспечивается требуемый тормозной момент. Вследствие ослабления пружины тормоза, попадания смазки на тормозной шкив или ослабления крепления тормоза к раме возможно произвольное опускание груза. Часто причиной износа и повреждения грузового каната является перетирание его о настил грузовой тележки вследствие установки на грузовой барабан излишней длины каната, а также смещение крепления концов каната к центру барабана. Указанные неисправности и повреждения могут привести к серьезным последствиям, поэтому на их выявление и последующее устранение следует обращать самое пристальное внимание как в процессе эксплуатации, так и при проведении технического диагностирования крана.