Причины износа реборд ходовых колес мостовых кранов
ООО «Корпорация Альтон»:
ИВАНОВ А.А., ведущий инженер, эксперт в области промышленной безопасности; ИЮТИН П.В., ведущий инженер, эксперт в области промышленной безопасности; ШУЛЯТЬЕВ С.А., ведущий инженер, эксперт в области промышленной безопасности; ЛОГИНОВ В.Л., главный специалист, эксперт в области промышленной безопасности
Номер журнала:
Рубрика:
Причинами износа реборд ходовых колес являются следующие факторы:
- перекос установки ходовых колес при монтаже мостового крана;
- неудовлетворительные результаты планово-высотной съемки рельсового пути, в частности сужение или расширение колеи рельсового пути крана, взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов, ослабление промежуточных и стыковых скреплений рельсов;
- применение направляющих, не предусмотренных проектной документацией;
- разная частота вращения ходовых колес на мостовых кранах с раздельным приводом (применение электродвигателей с отличающимися техническими характеристиками по мощности и частоте вращения вала);
- применение редукторов с разным передаточным числом; кинематическая разность диаметров катания ходовых колес;
- применение ходовых колес, изготовленных из несоответствующих марок сталей и не прошедших термическую обработку (твердость поверхностей катания и реборд менее 320-390НВ).
При этом одновременное сочетание вышеуказанных факторов ускоряет износ.
На работоспособность ходовых колес отрицательно влияет пробуксовка, возникающая при установке на механизме передвижения двигателя большей мощности и являющаяся причиной повышения уровня динамических нагрузок на механизм передвижения и кран в целом.
Для предупреждения преждевременного износа реборд ходовых колес кранов необходимо проведение своевременного качественного технического обслуживания, проведение технического диагностирования кранов и комплексного обследования рельсовых путей.
Наиболее существенное влияние на износ реборд ходовых колес (и направляющих рельсового пути) оказывает перекос ходовых колес относительно друг друга и направляющих рельсового пути.
Наиболее часто встречающиеся сочетания перекосов следующие:
1. Оба колеса имеют перекос относительно рельса в одну сторону.
2. Одно колесо имеет перекос, второе, расположенное на другом конце трансмиссионного вала, установлено правильно.
3. Оба ведущих колеса имеют перекос в разные стороны внутрь относительно рельсов.
4. Оба ведущих колеса имеют перекос в разные стороны наружу относительно рельсов.
Все случаи перекоса колес приводят к возникновению изгибающих, растягивающих и сжимающих напряжений в металлоконструкции моста и пропорциональным деформациям металлоконструкций крана в зависимости от сочетания этих напряжений. В конечном счете все деформации моста в упругих пределах сосредотачиваются и проявляют свое действие в местах контакта колес с рельсами, в результате чего все колеса крана работают под разными нагрузками и в разных условиях. Чем больше базовая длина моста, тем больший уровень деформаций и неравномерность нагрузки колес, кроме того, весьма существенную роль играет положение тележки с грузом — чем ближе тележка к оси колонн, тем перекосы крана и износ выше.
Интенсивность износа пары «рельс — колесо» в основном обусловлена действием поперечного скольжения, а продольное качение приводит к интенсивному износу только в режимах пробуксовки и юза. Износ колес и рельсов от действия ударных нагрузок наиболее интенсивен.
Учитывая вышеуказанное, для предупреждения преждевременного износа реборд ходовых колес кранов необходимо проведение своевременного качественного технического обслуживания, проведение технического диагностирования кранов и комплексного обследования рельсовых путей.