Дистанционный контроль в области промышленной безопасности
ООО «ПРОМЭКС-Диагностика»: ГАРИФУЛЛИН М.М
эксперт в области промышленной безопасности; САДЫКОВ М.А., эксперт в области промышленной безопасности; МИНЕЕВ С.И., эксперт в области промышленной безопасности
Номер журнала:
Рубрика:
В 2015 году Ростехнадзор выступил с публичной декларацией целей и задач на 2015 год [1]. Среди прочих присутствуют следующие задачи в области развития ДК: внедрение подсистемы Комплексной системы информатизации «Система производственного контроля» и «Контрольно-надзорная деятельность»; проведение работ, направленных на создание современных технологий ДК состояния безопасности на поднадзорных объектах; размещение формы для подачи заявлений и документов на оказание госуслуг Ростехнадзором на Едином портале госуслуг, а также реализация возможности получения результатов госуслуг в электронном виде.
На самом деле идея ДК в области промбезопасности была сформулирована достаточно давно. В 2008 году руководителем Ростехнадзора К.Б. Пуликовским перед Службой была поставлена задача создания системы удаленной диагностики производственного контроля (УДПК), обеспечивающей электронный обмен информацией со службами производственного контроля (СПК) и ДК, работы СПК поднадзорных организаций [2]. Это решение и последующее распоряжение Ростехнадзора от 17 декабря 2007 года № 65-рп положили начало большой работе по внедрению методологических, организационных и технических разработок в области электронного взаимодействия Ростехнадзора и СПК предприятий [2]. При разработке концепции УДПК были использованы статистические и аналитические материалы Ростехнадзора и НТЦ «Промышленная безопасность» для исследования проблемных вопросов в существующей системе управления промбезопасностью (СУПБ) на предприятиях.
Как отмечал К.Б. Пуликовский [2], исследования Ростехнадзора в сфере организации управления промбезопасностью на предприятиях показали, что информация СПК об уровне промбезопасности на предприятии доходит до руководства фрагментарно, не всегда отражая реальную картину, и зачастую остается без внимания.
В 2015 году А.В. Алешин в ходе своего доклада на конференции, проходившей в рамках «Недели российского бизнеса 2015» [3], сказал следующее: «Ростехнадзор проводит мероприятия по созданию системы дистанционного мониторинга технологических процессов на ОПО с применением современных средств телеметрии, информационно-коммуникационных технологий (рис. 1). Мы хотим увязать информационные системы, созданные в эксплуатирующих организациях, с нашими информационными ресурсами. На этой базе сможем не только качественно прогнозировать возникновение аварий, но и давать рекомендации эксплуатирующим организациям, а также распределять проверки по объектам с учетом изменяющихся рисков эксплуатации. Более того, наша цель — сократить фактическое время одной проверки с 20 рабочих дней до 22 часов. В качестве пилотного Ростехнадзор реализует проект по организации дистанционного мониторинга на объектах нефтегазового комплекса. В его развитие разработан законопроект, который проходит общественное обсуждение и который должен сформировать нормативную основу для такой работы» [3].
Необходимо отметить, что ряд ведущих предприятий уже провел работы по созданию собственной информационной среды, являющейся, по сути, виртуальным отражением сети их ОПО и системы промбезопасности и интеграциии ее с КСИ Ростехнадзора. На основании их опыта [4] предприятиям при создании собственной корпоративной информационной системы необходимо провести ряд организационных мероприятий: подготовить и подписать ведомственный приказ о вводе в эксплуатацию корпоративной электронной системы СПК; внедрить квалифицированную электронную подпись; подписать соглашение с Ростехнадзором о порядке информационного взаимодействия.
В ходе создания единой корпоративной информационной системы необходимо провести следующие мероприятия: создать единое информационное пространство, объединяющее структурные подразделения организации, интегрировав систему управления ОПО, инженерных и иных коммуникационных сетей, умеющую выявлять «сигналы» об угрозах возникновения внештатных ситуаций; организовать систему мониторинга технических устройств, зданий и сооружений ОПО в режиме онлайн; организовать автоматизированное формирование отчетных документов о результатах производственной и контрольной деятельности предприятий; организовать автоматизированное взаимодействие между информационным центром предприятия и Ростехнадзором;
Общая информационная система производственного контроля при этом должна включать в себя следующие подсистемы: внутренняя — подсистема ведения данных по ОПО, подсистема персонала ОПО, подсистема контроля состояния промбезопасности, подсистема контроля аварийности, подсистема выполнения мероприятий; внешняя — подсистема обмена данными с КСИ Ростехнадзора. Внедрение подобной системы ДК позволит Федеральной службе и предприятиям получать в полном объеме информацию об уровне промбезопасности, результатах расследований аварий и инцидентов; проводить независимый мониторинг со стороны Ростехнадзора эффективности работы системы производственного контроля и предоставлять руководству экспертное мнение Ростехнадзора и рекомендации; обобщать и распространять между участниками сети аналитические сведения об эксплуатации технических устройств на ОПО, идентификации опасностей, оценке риска возникновения аварий, несчастных случаев и инцидентов.
Литература
1. В Ростехнадзоре подвели итоги работы за 2014 год и определили планы на 2015 год // Безопасность труда в Промышленности, 2015, № 3, с. 12-14.
2. Пуликовский К.Б. Система удаленной диагностики производственного контроля // Безопасность труда в промышленности, 2008, № 8, с. 6-10.
3. Алешин А.В. Обеспечение экологической и промышленной безопасности в условиях роста финансовой нагрузки на бизнес. Доклад руководителя Ростехнадзора А.В. Алешина на конференции в рамках «Недели российского бизнеса 2015» // Безопасность труда в промышленности, 2015, № 3, с. 10-11.
4. Иноземцев В.Е. Интеграция информационной системы «Производственный контроль РусГидро» в КСИ Ростехнадзора» // Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции «Промышленная безопасность - 2014. Особенности законодательного регулирования и правоприменения», 21 мая 2014 года. — Москва, ЗАО «НТЦ проблем промышленной безопасности», 2014. 118 стр.
Республика Татарстан, г. Казань, пер. Дорожный, д. 3а (Малые Клыки), а/я 26, телефон/факс: (843) 203-63-03, 2-957-958, e-mail: promex-kazan@mail.ru, http://www.promex-kazan.ru/