Ошибочно решать проблемы охраны труда «по инерции», важно управлять рисками системно
СЕВАСТЬЯНОВ Борис Владимирович
заведующий кафедрой безопаснос-ти жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова», профессор, д.т.н.
Номер журнала:
Рубрика:
Проблемы сохранения здоровья работающего населения носят общегосударственный характер и требуют четкой координации всех сфер деятельности со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это возможно обеспечить только путем формирования комплексной системы управления безопасностью труда, охватывающей все уровни управления — федеральный, региональный, муниципальный, корпоративный (предприятия, организации). Решить эту проблему можно при помощи программно-целевого планирования, основанного на индикативных показателях. Данный подход способен решить главную задачу — сохранение человеческого ресурса, ибо без него невозможно нормальное функционирование экономики.
Из статистики следует, что численность погибших на производстве в России превышает аналогичный показатель в Германии — в 4 раза, во Франции — в 5,5 раза, в Японии — в 2,5 раза. В 2011 году в России погибло на производстве 3063 работника.
К сожалению, невозможно достичь абсолютной производственной безопасности. Именно это и предопределило введение понятия «приемлемого (допустимого) риска». Государство-лидер в области безопасности и охраны труда — Нидерланды — в 1985 году приняло закон, установив вероятность смерти в течение года от опасностей, связанных с техносферой, более 10-6, что считается недопустимым, а менее 10-8 — пренебрежимой величиной. Такие нормы выбраны исходя из того, что «приемлемый риск» (10-6— 10-8 1/год) должен быть по величине как минимум на два порядка меньше риска смерти от естественных причин (10-4 1/ год).
В настоящее время в России действует документ Р 2.2.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения», которым наряду с приемлемым риском 10-6 мировой практики введен второй, предельно допустимый диапазон риска — 10-6 R ≤ 10-4.
По данным Регионального фонда социального страхования в Удмуртии в 2011 году работающих было 634 117 человек, при этом на производстве погибло 34 человека. Исходя из теории приемлемого риска, погибших должно быть не более 0,634 человека, то есть смертельный исход, связанный с производственной деятельностью, может быть, с небольшим округлением, один в два года. Оценивая количество смертельных исходов в Удмуртии по предельно допустимому диапазону, получаем, что их количество может быть от 1 до 63 в год, так, что 34 смертельных исхода для Удмуртии — это в пределах допустимого диапазона, хотя при этом уровень смертности на производстве в Удмуртии достаточно высок.
Вступление России во Всемирную торговую организацию заставляет менять отношение к основному ресурсу — человеку: необходима разработка систем планирования и реализации региональных программ по улучшению условий и охраны труда работающих (РПУСиОТР).
Системы планирования РПУСиОТР предполагают применение программно-целевого планирования в масштабах региона с целью приближения плановых показателей к фактическим и повышения точности прогнозов. Это предполагает в значительной степени успешное развитие экономики региона в целом благодаря сохранению человеческих ресурсов.
При обзоре РПУСиОТР Удмуртской Республики, Республики Татарстан (РТ), Республики Башкортостан (РБ) можно выделить несколько характерных черт как для каждого региона, так и для всех в целом.
В Удмуртии работа по РПУСиОТР ведется начиная с 2002 года. И только с 2008 года в программах стали использоваться целевые индикаторы.
При детальной оценке РПУСиОТР, проводимых в Удмуртии, видно, что они не были основаны на прогнозируемых показателях, и в целом их рекомендации имели общие и размытые формулировки. Это особенно заметно по результатам, полученным после выполнения программ: если бы мероприятия имели более конкретную направленность, то результаты были бы более весомые. Также одним из факторов, тормозящих процесс, является недостаточная проработка методического и методологического обеспечения программ.
В Татарстане работа по РПУСиОТР началась с разработки в 1997 году созданным в Казанском государственном архитектурно-строительном университете Центром по охране и безопасности труда программы, вступившей в силу с 1998 года. В 2000 году в соответствии с планом мероприятий первой программы Постановлением Госкомтруда РТ от 10 декабря 1999 года № 15 создан и функционирует Республиканский центр сертификации работ по охране труда на базе Республиканского научно-методического центра по охране и безопасности труда, осуществляющий ряд задач, в том числе реализацию мероприятий РПУСиОТР и активное участие в работе российской информационной системы нормативно-правового обеспечения охраны труда (РИСОТ). РПУСиОТР на 2007-2009 и последующие годы разработаны особенно детально, что связано с использованием в программах наработок в области охраны труда, полученных в ходе НИР. Благодаря этому результаты выполнения РПУСиОТР в Татарстане характеризуются устойчивой тенденцией к улучшению показателей [6, 7, 8, 10, 11, 12, 13].
В Башкортостане Постановлением Правительства от 15 июня 1995 года № 213 «О повышении квалификации и аттестации по охране труда и экологии руководителей и специалистов предприятий народного хозяйства Республики Башкортостан» был создан Республиканский учебно-аттестационный центр охраны труда и экологии при Уфимском государственном нефтяном техническом университете. Центр занимается организацией и проведением научных исследований, научно-технических и опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам трудоохранного и экологического образования, оказанием предприятиям научно-технических услуг в области охраны труда и экологии и распространением трудоохранных и экологических знаний среди населения. С 1995 года в РБ ввели в действие первую РПУСиОТР. С 2006 года в программах стали использоваться индикативные показатели. В программах Башкортостана прослеживаются тенденции улучшения индикативных показателей, что является показателем эффективности их работы. В материалах РПУСиОТР указывалось, что были проведены и научно-исследовательские работы.
Проведенный анализ програмно-целевого планирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в трех регионах показал, что используемые РПУСиОТР представляют комплекс мероприятий в рассматриваемой области. Избранный подход находятся на стадии становления. При этом большинство программ не основаны на статистической модели прогнозирования показателей, что дает меньше шансов обеспечить ожидаемый эффект от внедрения программы и ее мероприятий.
Выявлены эффективные РПУСиОТР, в которых за основу взяты прогнозные показатели:
1. Число пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и 1000 работающих.
2. Число пострадавших со смертельным исходом, чел. на 1000 работающих.
3. Число человеко-дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего.
4. Удельный вес работников, занятых в условиях труда, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, %.
5. Удельный вес работников, занятых на рабочих местах, которые аттестованы по условиям труда, %.
6. Удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, %.
7. Удельный вес работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности труда, %.
8. Число случаев профессиональной заболеваемости на 10 000 работающих.
9. Количество предприятий, на которых условия труда не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.
10. Количества впервые выявленных профессиональных заболеваний.
11. Затраты на мероприятия по охране труда, млн руб.
Внедрение методологии целевого планирования, основанной на статистическом анализе установленных показателей, в систему мер регионального регулируемого воздействия усложняется высокой степенью дифференциации региональных экономических систем, многоотраслевым характером их производственных комплексов.
Следует отметить, что теория и практика программно-целевого планирования и управления не получили должного развития и применения в рассматриваемых регионах. Это объясняется низкой разработанностью методик оценки социально-экономического развития территории, и, как следствие, их малой эффективностью, а то и отсутствием данных методик, пороговых показателей и слабой разработанностью механизма выбора необходимых мероприятий по улучшению ситуации и низкой степенью реализации целевых комплексных программ.
Литература:
1. Материалы Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда в Удмуртской Республике на 2002-2005 годы от 16 июля 2001 года № 729.
2. Материалы Плана мероприятий по проведению в Удмуртской республике в 2006 году Года безопасного труда от 26 декабря 2005 года № 1313-р.
3. Материалы Ведомственной целевой программы «Безопасный труд» в Удмуртской Республике на 2008-2010 годы от 2 июля 2007 года № 108.
4. Материалы Ведомственной целевой программы «Безопасный труд» в Удмуртской Республике на 2011-2013 годы от 26 июля 2010 года № 241.
5. Материалы сайта Министерства труда Удмуртской республики http://mintrud.udmurt.ru/
6. Материалы Республиканской Программы улучшения условий и охраны труда в Республике Татарстан на 1998-2000 годы от 23 июня 1998 года № 340.
7. Материалы Республиканской Программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы в Республике Татарстан (утверждена Постановлением КМ РТ от 23 марта 2001 года № 162).
8. Материалы Республиканской Программы улучшения условий и охраны труда в Республике Татарстан на 2004-2006 годы от 26 мая 2003 года № 286.
9. Материалы Республиканской Программы улучшения условий и охраны труда в Республике Татарстан на 2007-2009 годы от 10 июля 2006 года № 350.
10. Материалы Целевой программы улучшения условий и охраны труда в Республике Татарстан на 2010-2012 годы от 16 сентября 2009 года № 641.
11. Материалы сайта Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан http://mtsz.tatarstan.ru/
12. Материалы сайта Казанского государственного архитектурно-строительного университета http://www.safe-work.ru/index.php?page=content&DocID=76
13. Материалы Республиканской программы улучшения условий и охраны труда в Республике Башкортостан на 2001-2005 годы от 8 августа 2000 года № 229.
14. Материалы Республиканской целевой программе улучшения условий и охраны труда в Республике Башкортостан на 2006-2008 годы от 6 сентября 2005 года № 194 (с изменениями на 29 августа 2007 года).
15. Материалы Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда в Республике Башкортостан на 2009-2011 годы от 14 июля 2008 года № УП-334.
16. Материалы Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда в Республике Башкортостан на 2012-2016 годы от 23 сентября 2011г. № 340
17. Материалы сайта Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан http://mintrudrb.ru/