Новая классификация опасных производственных объектов
Номер журнала:
Рубрика:
Следует отметить, что вводимая классификация опасных производственных объектов унифицирована с законодательством Евросоюза, регламентирующим эту сферу. Также важно, что проект Федерального закона № 164862-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов, отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившим силу подпункта 114 п. 1 ст. 333.33 части второй Налогового кодекса РФ» закрепляет новые понятия. В частности, понятия обоснования безопасности опасного производственного объекта, системы управления промышленной безопасностью, технического перевооружения опасного производственного объекта.
В целом документом вводится градация опасных производственных объектов по четырем классам опасности. Эта классификация определяется уровнем потенциальных рисков возникновения аварий на ОПО, которые могут повлиять на жизненно важные интересы личности и общества. Так, планируется к внедрению следующая классификация:
- I класс — объекты чрезвычайно высокой опасности;
- II класс — объекты высокой опасности;
- III класс — объекты средней опасности;
- IV класс — объекты низкой опасности.
Плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, будут осуществляться со следующей периодичностью:
- в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности — не чаще чем один раз в течение одного года;
- в отношении опасных производственных объектов III класса опасности — не чаще чем один раз в течение трех лет.
В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки проводиться не будут.
Вводится градация опасных производственных объектов по четырем классам опасности. Эта классификация определяется уровнем потенциальных рисков возникновения аварий на ОПО, которые могут повлиять на жизненно важные интересы личности и общества.
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту будет осуществляться при его регистрации в государственном реестре.
Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в него, должны проходить экспертизу промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности не допускается.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в соответствующие законодательные регламенты. В частности, планируется профильная корректировка части второй Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», Градостроительного кодекса РФ.
В документе также содержатся регламентированные правила для системы по управлению промышленной безопасностью объектами I класса. Более того, включены правила по оценке соответствий технических устройств на таких объектах. Список случаев, имеющих предписание для обязательной экспертизы, создан с целью предотвратить коррупционные риски.
Базовый закон о промышленной безопасности был принят еще в 1997 году. И, к примеру, как отмечает заместитель председателя профильного комитета Госдумы РФ по промышленности Владимир Гутенев, с тех пор в документ вносились различные изменения, связанные с развитием законодательства о градостроительной деятельности, техническом регулировании, государственном надзоре, лицензировании. Однако самостоятельный комплекс взаимосвязанных изменений рассматривается впервые.
Таким образом, дифференциация требований промышленной безопасности в зависимости от класса опасности объектов — давно назревшее решение, позволяющее исключить избыточное административное давление и одновременно повысить уровень защищенности от крупных промышленных аварий.