Снегоплавильные пункты Татарстана будут работать в режиме повышенной готовности
КУЛЯЖЕВ Игорь Владимирович
председатель комитета внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани
Номер журнала:
Рубрика:
Обширный объем работ проводится, в частности, дорожными эксплуатационными организациями г. Казани. Для обеспечения бесперебойного и безопасного движения на автомобильных дорогах в зимнее время, с ориентиром на экологические приоритеты, осуществляются меры по очистке дорог от снега, защите дорог от снежных заносов, борьбе с зимней скользкостью.
Реализованные меры по обновлению дорожной техники, используемой для содержания дорог в зимний период, были самыми крупными за последние пять лет. Однако, несмотря на это, уровень износа специализированных машин по-прежнему остается высоким. Необходимо продолжить модернизацию существующего парка техники.
Еще в прошлом году схема зимнего содержания дорог в городе была существенно модернизирована. По оценкам председателя комитета внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Куляжева Игоря Владимировича за прошедший период был существенно обновлен парк зимней уборочной техники, построены новые снегоплавильные пункты, приобретены передвижные снегоплавильные установки. Акцент был сделан и на оптимизацию работы подрядных организаций. Кроме того, начат переход на использование для обработки дорог эффективного противогололедного материала».
Что касается современного этапа, то сегодня на балансе дорожных предприятий, включая субподрядные организации, находится 642 единицы техники, в том числе универсальной, используемой и зимой, и летом — 478 единиц, зимней — 131, летней — 33. Очевидно, что реализованные меры по обновлению основных фондов были самыми крупными за последние пять лет. Однако, несмотря на это, износ техники по-прежнему находится на достаточно высоком уровне. «Необходимо продолжить обновление существующего парка специализированной техники», — комментируют ситуацию специалисты комитета внешнего благоустройства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани.
В целом, надо сказать, что готовность парка специализированной техники к зиме обеспечена. В настоящее время внимание городских служб сосредоточено на предотвращении гололеда, особенно на потенциально опасных участках — спусках, подъемах, перекрестках. На особом контроле находятся мосты, где в условиях высокой влажности и сниженных температур традиционно высока угроза обледенения. В частности, за осенний период мост «Миллениум» неоднократно обрабатывался противогололедными материалами.
На случай так называемых экологических ЧС, при резком ухудшении погодных условий, разработан оперативный план «Буран». В его рамках для борьбы со снежными заносами могут быть привлечены дополнительная рабочая сила и техника сторонних организаций. Кроме того, согласно плану, имеется возможность довести количество техники до 1000 единиц. Существующие снегоплавильные пункты могут в сутки принимать до 12 тыс. м3 или более 7 тыс. тонн снега. Таким образом, при работе в штатном режиме с количеством осадков до 6 см и бесперебойном приеме снега, есть все ресурсы для полнообъемной утилизации собираемого снега. На случай, если осадков в виде снега выпадет больше, дополнительно во всех районах города будут функционировать 13 временных мест складирования общей площадью 28 га.
Созданы условия и для готовности работы двух передвижных снегоплавильных установок суммарной мощностью 1600 тонн в сутки. За работу по очистке улиц от снега будут отвечать четыре генеральных подрядчика. Для каждой единицы техники составлена маршрутная карта с транспортным плечом, не превышающим 5 км. В режиме реального времени работу координирует единый диспетчерский центр на основе данных спутниковой системы мониторинга.
Согласно плану работы, в первую очередь снег убирается с дорог I категории, которые составляют 60 % от общей площади. Песко-соляная смесь для обработки дорог подготовлена в полном объеме (закуплено 100 тыс.тонн), твердого противогололедного реагента приобретено 4 тыс.тонн.
Оценивая нормы распределения противогололедных материалов, нельзя не учитывать их вредное воздействие на окружающую среду, особенно при использовании химических способов для зимнего содержания дорог. Противогололедные химические материалы (хлориды, нитраты, фосфаты, спирты, гликоли и др.) вызывают коррозию покрытий и дорожных сооружений, загрязнение почвы, грунтовых и поверхностных вод, угнетение растительности.
Накопление химических реагентов в придорожной полосе происходит не в поверхностном слое почвы, а в ее глубине, достигает грунтовых вод и зоны корневой системы растений (до 60 см глубины). При отрицательных температурах и отсутствии стока реагенты впитываются слоем снега и вместе с ним перебрасываются уборочными машинами в стороны от проезжей части. Часть солей, не вступивших в реакцию со льдом, остается на покрытии и с брызгами от колес автомобилей, вместе с пылью и снегом переносится ветром на значительное расстояние. Таким образом, противогололедные вещества попадают на придорожную растительность, а после таяния снега проникают в почву и с грунтовыми и талыми водами переносятся в водоемы.
Уменьшение количества используемой соли может быть достигнуто за счет ее рациональной регламентации при оптимальной схеме организации работ по зимнему содержанию дорог. При этом для исследования экологической ситуации в придорожной полосе при совместном учете погодно-климатических и дорожных факторов могут использоваться математические модели. Исходными данными для их получения может стать диагностика дорог, данные метеостанций.
Очевидно, что экологические реалии требуют совершенствования технологий зимнего содержания дорог, точного дозирования противогололедных материалов, рациональных подходов к вопросам использования химических реагентов.