Машиностроители должны подтверждать свои амбиции глобальных игроков рынка реальными проектами
Нефедов Владимир Валентинович
министр промышленности и инноваций Нижегородской области
Номер журнала:
Рубрика:
Об основных тенденциях развития машиностроительного комплекса региона рассказывает министр промышленности и инноваций Нижегородской области Нефедов Владимир Валентинович.
- Владимир Валентинович, какая государственная поддержка на уровне региона предусмотрена для предприятий машиностроительного комплекса?
- В рамках Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года разработана и принята Программа развития промышленности на 2009-2013 годы, которая предусматривает финансовую господдержку в виде возмещения части процентной ставки по кредитам коммерческих банков промышленным предприятиям и научным организациям, осуществляющим техническое перевооружение основных средств. В 2011 году на эти нужды было направлено 32,5 млн рублей, в результате чего господдержку получили четыре предприятия: ОАО «Арзамасский приборостроительный завод»; ОАО «Транспневматика» (г. Первомайск); НОАО «Гидромаш»; ОАО «Труд» (п. Вача).
Мы продолжаем поддерживать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Например, совместно с Российским фондом фундаментальных исследований предоставляем гранты, а вместе с фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере выделяем субсидии на разработку и освоение новых видов наукоемкой продукции и технологий. Также в регионе проводится конкурс на право получения грантов Нижегородской области в сфере науки и техники.
С целью формирования на территории региона системы комплексной поддержки экспорта инновационной и наукоемкой продукции и услуг Правительство области в ноябре 2010 года создало ГАУ «Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области». Среди получивших компенсацию затрат по поставкам на экспорт оказались следующие предприятия: ЗАО «Торговый дом «Красный якорь», ООО «Айболит-2000», ООО «ГлобалТест» (г. Саров), ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариэль» и другие.
Для оказания информационной и консультационной поддержки внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий в рамках этой же программы в 2010 году создан Евро-Инфо-Корреспондентский Центр, который выступает в качестве нижегородского представительства европейской деловой информационной сети. В 2011 году услугами Центра воспользовалось 61 малое и среднее предприятие.
Одним из приоритетов региональной промышленной политики правительство Нижегородской области считает развитие инновационных предприятий. Отбор проектов для присвоения им статуса приоритетных и предоставление господдержки проводится в строгом соответствии с действующим региональным законодательством. Наиболее эффективными мерами финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности, прежде всего, являются налоговые преференции и субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков предприятиям, реализующим приоритетные инвестпроекты.
Так, среди предприятий машиностроительного комплекса можно выделить ОАО «Заволжский моторный завод», который реализует проект «Освоение производства перспективных двигателей», признанный приоритетным в июле 2008 года. Его целью является освоение производства перспективных бензиновых и дизельных двигателей, удовлетворяющих требованиям третьего экологического класса. В связи с чем заводу была предоставлена господдержка в виде налоговых льгот в объеме 56 млн рублей (льгота по налогу на имущество организации и снижение ставки по налогу на прибыль). Сейчас в устройстве заволжских двигателей применяются современные конструктивные решения, используемые в мировом двигателестроении для достижения норм по выбросам вредных веществ Евро 3 и, начиная с 2012 года, — Евро 4.
- Какими вы видите перспективы развития машиностроительного комплекса Нижегородчины в связи со вступлением России в ВТО?
- Отечественные машиностроители пока не являются глобальными игроками на мировом рынке, имеют гораздо меньшие объемы производства по сравнению с ведущими мировыми производителями, поэтому при наступлении очередного экономического кризиса могут оказаться в более сложной ситуации. Введение новых таможенных пошлин приведет к серьезной конкуренции на рынке со стороны дешевых и не всегда качественных иностранных продуктов и, возможно, к сокращению производства машиностроительной продукции в Российской Федерации. Сжатие масштабов производства и резкое обострение ценовой конкуренции на рынке повлечет сокращение выручки и прибыли от бизнеса, а, следовательно, уменьшение инвестиций в модернизацию продукта, технологий и производства.
Уменьшение производства автомобилей, машин и оборудования означает неизбежное сокращение квалифицированного персонала, утрату производственных компетенций и НИОКР.
Новый уровень ввозных таможенных пошлин уже делает экономически нецелесообразными произведенные инвестиции в модернизацию производства и разработку новых продуктов. Для иностранных партнеров становится невыгодным развитие совместных проектов, инвестиции в создание сборочных производств, локализация производства компонентной базы
Между тем введение новых пониженных таможенных пошлин на ряд компонентов, комплектующих и заготовительных производств окажет позитивное влияние на конечных потребителей — сборочные предприятия. То есть произойдет повышение конкуренции на рынке, улучшение качества продукции и, как следствие, появление экономического стимула к модернизации действующих производств на территории Российской Федерации.