Необходимо ведение реестра нарушителей природоохранного законодательства
ХАЙРУТДИНОВ Фарит Юсупович
руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан
Номер журнала:
Рубрика:
В реестр плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду (ОС) включено более 49-ти тыс. природопользователей. Это не более 30 % от общего количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории республики.
Обеспечение поступления финансовых средств в бюджет является общей задачей всех природоохранных ведомств, а не только администратора платы. Поскольку предприятий, подлежащих федеральному экологическому контролю, только 1707, остальные, более 47 тыс., являются объектами регионального контроля.
При выявлении хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на ОС и не вносящих платежей, в пределах своих полномочий виновных лиц необходимо привлекать к административной ответственности, а информацию направлять администратору платы.
Управлением начата работа по выявлению хозяйствующих субъектов, не вносящих плату за негативное воздействие на окружающую среду путем сверки данных Единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Например, мы выяснили, что по ряду предприятий, в частности по г. Казани, в базе данных сведения о местонахождении плательщика устаревшие, что затрудняет привлечение к административной ответственности. Для обновления данных из УФНС была запрошена информация из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Однако после сверки данных было установлено, что в ЕГРЮЛ и ЕГРИП также содержатся недостоверные сведения о местонахождении юридических лиц (из 1800 уведомлений, отправленных юридическим лицам г. Казани, 740 были возвращены в связи с отсутствием адресата). Кроме того, налоговой службой предоставляются данные по всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, включая прекративших деятельность в формате, не позволяющем отсортировать налогоплательщиков по статусу активности. Также большинство вновь образуемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не имеют информации о необходимости внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Хочу отметить, что исполнение требований законодательства должно быть едино для всех хозяйствующих субъектов, а не только для тех, кто самостоятельно заявил о наличии негативного воздействия. Годами огромное количество плательщиков уклоняется от внесения платы; как следствие — недостаточность средств в бюджете для реализации природоохранных мероприятий. Совместная же работа с муниципальными органами может быть эффективной. К примеру, в результате нашего взаимодействия с исполкомом г. Казани в течение одного месяца на учет было поставлено более 800 новых плательщиков, которыми была внесена плата в размере около 1 млн рублей.
В этой связи встает необходимость организации взаимодействия с республиканскими и муниципальными органами для выявления неплательщиков и понуждения исполнения ими требований законодательства. Учитывая, что 80 % доходов поступает в бюджет Татарстана, необходима помощь территориальных управлений Министерства экологии и природных ресурсов (МЭПР) РТ для совместной работы в комиссиях исполкомов муниципальных органов по взысканию задолженности.
Также в республике необходимо организовать централизованную систему учета образования и движения отходов.
Давно назрела необходимость создания межведомственной системы, куда поступали бы сведения от разных уровней обращения с отходами, начиная с данных инвентаризации образования отходов предприятий, паспортизации опасных отходов, лимитов на размещение отходов, технических отчетов, статистической отчетности 2ТП-отходов, платежей за размещение отходов, отчетов сборщиков, транспортировщиков, полигонов и переработчиков, результатов государственного экологического контроля.
Давно назрела необходимость создания межведомственной системы, куда поступали бы сведения от разных уровней обращения с отходами, начиная с данных инвентаризации образования отходов предприятий, паспортизации опасных отходов, лимитов на размещение, технических отчетов, статистической отчетности 2ТП-отходов, платежей за размещение отходов, отчетов сборщиков, транспортировщиков и т.д.
У Министерства есть все необходимые ресурсы для того чтобы взять на себя роль координатора взаимодействия федеральных, республиканских и муниципальных органов по вопросу обращения с отходами. Территориальным отделам МЭПР РТ также необходимо организовать работу с муниципальными органами в сфере своей деятельности.
В зоне расположения крупных промышленных предприятий обычный выезд для контроля источников по факту фиксации превышений на границе санитарных защитных зон (СЗЗ) или в жилой зоне практически бесполезен, так как большая часть превышений создается разовыми выбросами.
Проблема состоит не столько в своевременности отбора проб, хотя и здесь имеются сложности. Главная трудность — в идентификации источника загрязнения. Данная проблема хорошо видна на примере предприятий, находящихся в черте г. Казани, в частности ОАО «Нэфис Косметикс». До сих пор наибольшее количество жалоб населения приходится на деятельность этой организации. Несмотря на принимаемые меры по снижению выбросов в атмосферу дурно пахнущих веществ, полной ликвидации специфического запаха достичь не удается.
Подобные проблемы должны решаться комплексно:
− в отношении наиболее проблемных предприятий должен осуществляться адресный мониторинг, в котором должны участвовать Управление Росприроднадзора по РТ, Управление Роспотребнадзора по РТ, Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ и Министерство экологии и природных ресурсов РТ. Так, решением адресности контроля могла бы стать постоянно действующая автоматизированная система мониторинга атмосферного воздуха (как по части загрязняющих веществ, так и метеопараметров, определяющих рассеивание их в атмосфере) с онлайновым размещением информации в Интернете;
− необходимо разработать законодательную и нормативную базу для возможности оперативно применять меры реагирования в отношении нарушителей природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха, зафиксированные автоматизированной системой контроля.
Годами огромное количество плательщиков уклоняется от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
Требования законодательства о плате за негативное воздействие на окружающую среду должны быть едины для всех хозяйствующих субъектов, а не действовать только для тех, кто самостоятельно заявил о наличии негативного воздействия. Годами огромное количество плательщиков уклоняется от внесения платы. Следствие — недостаточность средств в бюджете для реализации природоохранных мероприятий. Совместная работа Управления Росприроднадзора по РТ с муниципальными органами может изменить ситуацию. К примеру, в результате взаимодействия с исполкомом г. Казани в течение одного месяца на учет было поставлено более 800 новых плательщиков, которыми внесена плата в размере около 1 млн рублей.